Советы педагога-психолога
Региональная карта оказания помощи несовершеннолетним, потерпевшим от сексуального насилия, торговли людьми
Онлайн-кабинет педагога-психолога
Приветствуем Вас в онлайн-кабинете
педагога-психолога!
К нам обращаются родители, когда сталкиваются с такими сложностями как:⠀
🔸 Возрастные кризисы, детские истерики, агрессивное поведение, страхи;
🔸 Адаптация к детскому саду, сложности с учебной деятельностью детей;
🔸Когда сомневаются в своих воспитательных стратегиях и хотят получить поддержку и понимание.⠀
Мы заботимся о Вашем времени, понимаем заботу о Ваших детях и поэтому хотим перевести очные консультации в онлайн-режим. Мы постарались создать максимально простые и удобные условия для проведения онлайн-консультаций, используя для этого весь опыт практической работы.
Онлайн-кабинет работает по предварительной записи.
Контактная информация:
педагог-психолог государственного учреждения образования
«Детский сад № 27 г. Молодечно»
Ноздрина Тамара Михайловна т.+375 176 52 72 20
Мы сможем выбрать удобную для Вас форму общения. Заполнив обращение по ссылке, вы можете получить консультацию психолога по электронной почте или в формате онлайн-конференции.
Несколько советов перед видеоконсультацией:⠀
🔸Найдите удобное и комфортное место, где вы сможете провести беседу;
🔸Обдумайте темы, которые вас тревожат, озвучьте их вслух или запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответ;
🔸Приготовьте бумагу и ручку, если понадобится записать некоторые рекомендации или предложенную для чтения литературу;
🔸Разрешите себе волнение, ведь общение онлайн может вызвать смешанные чувства, так как возможно это не самый привычный способ общения для Вас.⠀
Вы всегда можете рассчитывать на эмоциональную поддержку
и внимание к Вашим проблемам,
на уважение Ваших интересов и полную конфиденциальность
Рекомендации родителям по профилактике насилия в семье
Не делайте детей заложниками своих вредных привычек. Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с ними. Насилие в семье существует во всех социальных группах, независимо от уровня дохода, образования, положения в обществе. Все люди имеют право жить БЕЗ НАСИЛИЯ (Всеобщая Декларация прав человека, принята Организацией Объединенных Наций в 1948 г.).
За совершение насилия в семье предусмотрена ОТВЕСТВЕННОСТЬ, в том числе и уголовная. Ежегодно в Беларуси регистрируется около 400 причинений легких телесных повреждений (статья 153 Уголовного кодекса Республики Беларусь, наказывается вплоть до ареста на срок до трех месяцев) со стороны членов семьи и близких. За истязание родных, то есть умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев к наказанию до пяти лет лишения свободы осуждается более 500 семейных «скандалистов».
Ежегодно в Беларуси 150 человек (каждое четвертое убийство) погибают от рук близких людей.
Не допускайте насилие в любом его проявлении. Помните, каждое преступление обязательно влечет заслуженное и справедливое наказание, а сожалеть о случившемся будет уже поздно.
ПОМНИТЕ! - никакое насилие в отношении детей не может быть оправданным; - чаще всего семейное неблагополучие выражается во взаимоотношениях мужа и жены, а дети – это свидетели и жертвы происходящих конфликтов; - дети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха; - в семье, где практикуется насилие, нет будущего.
Насилие в семье – это правонарушение ничуть не менее серьезное, чем нападение на человека в темном переулке.
В решении проблем насилия в семье Вам помогут правоохранительные органы. Если Вы подверглись семейной жестокости и решили наказать обидчика, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102, либо в территориальные центры социального обслуживания населения, медицинские учреждения, общественные объединения, которые могут оказать Вам психологическую, социальную, иногда и юридическую помощь.
Безнаказанность – наиболее мощный фактор, провоцирующий и стимулирующий насилие. Помните в 95 % случаев, если насилие уже имело место, оно повторится.
Насилие в семье можно остановить!
Посмотрите, отцы, Вашим детям в глаза,
Будьте, мамы, добры, справедливы.
Пусть с ресниц у ребёнка не капнет слеза,
А душа станет самой счастливой.
Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении и упрочении заинтересовано общество и государство; в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Однако, вне общества, вне государства нет и семьи. Она является своеобразным зеркальным отражением общества. Все происходящие в нем изменения, как позитивные, так и негативные, тут же отражаются во внешней форме и внутреннем состоянии семьи, в ее психологическом и моральном климате, бытовых условиях, экономическом состоянии. Именно поэтому проблема бытовой преступности достаточно актуальна не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества. Уголовно-наказуемые деяния, совершаемые в ходе ссор между членами семьи, порой по своей жестокости и тяжести последствий многократно превосходят заранее планируемые и хорошо подготовленные преступления
Во многих семьях, имеющих имидж добропорядочных, нередко совершается тихое насилие. Выявление таких фактов зачастую осложняется тем, что тот, кто ощущает такое насилие, боясь испортить репутацию семьи и разрушить видимость мнимого благополучия, не решается обратиться за помощью не только в государственные органы, но и к своим знакомым, родственникам и близким. Однако, человеческое терпение не бесконечно, и порой, спокойная милая женщина, уставшая от мужа - тирана, или ребенок, над которым постоянно издеваются родители, становятся убийцами.
В целях минимизации тяжких последствий бытового насилия и вовлечения широких слоев населения в оказание помощи и содействия государственным органам в решении проблем семейного неблагополучия с 18 по 28 апреля текущего года будет проходить республиканская профилактическая акция «Дом без насилия!». В рамках данной акции специалисты всех заинтересованных государственных органов, организаций и общественных объединений разъяснят правовые нормы, регулирующие их деятельность по предотвращению правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений; доведут информацию о помощи, оказываемой в предупреждении и пресечении бытовых конфликтов; дадут советы, как действовать в той или иной проблемной ситуации, куда обращаться с целью решения вопросов семейного неблагополучия или оказания содействия в их решении. Кроме того, можно всем высказывать свое мнение по вопросам предупреждения, выявления и пресечения домашнего насилия, сообщать об известных фактах семейного неблагополучия.
Как распознать человека-насильника в семье?
Существует набор черт характера и особенностей поведения человека, способного к проявлению насилия в семье.
Чрезмерная ревность. В начале отношений она может восприниматься как подтверждение любви.
Контроль. Его вначале часто воспринимают как заботу о себе, о своей безопасности. Обвинение других в возникновении у него негативных чувств и проблем «Ты толкаешь меня на это…. Ты оскорбляешь меня, поступая не так, как я прошу….». Нереальные ожидания, завышенные требования к членам семьи. Проявляемая грубость по отношению к животным или детям. Оскорбление словом. Ярко выраженное желание причинить ущерб другому человеку. Убеждение, что мужчина – абсолютный и беспрекословный глава семьи, у него вся власть и контроль. Высокий уровень тревожности и беспокойства по поводу своего доминирующего положения. Сочетание высокой импульсивности с низким самоконтролем. Неспособность принять ответственность за совершенные действия. Родительский сценарий, включающий семейное насилие. Постоянное употребление алкоголя, психоактивных веществ. Много ли тех, кого в детстве пальцем никто не тронул? А уж тех, на кого в детстве ни разу не накричали, совсем не найдется. К сожалению, типичная ситуация нашего детства сопровождается домашним насилием чуть ли не каждый день. Следует заметить, что стресс, который переживает ребенок в ситуации эмоционального насилия, ничем не отличается от стресса, который бывает в ситуации физического и сексуального насилия.
Более того, исследования показали, что, одинаково травматично быть и жертвой и свидетелем насилия. То есть не важно, совершал ли отец насилие по отношению к ребёнку, или при ребёнке по отношению к его сестре или к его матери, ребёнок воспринимает и реагирует так, как будто все это делали с ним и испытывает такое же токсическое чувство безнадежной беззащитности. Любое систематическое насилие приводит к тому, что у жертвы и у свидетеля развиваются посттравматические стрессовые расстройства. Они характеризуются беспокойством, тревожностью, нарушениями сна, длительно сохраняющимся подавленным настроением, склонностью к уединению, чрезмерной уступчивостью, заискивающим, угодливым поведением. Могут реактивно формироваться различные соматические заболевания, такие как, ожирение, резкая потеря веса тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология и т.д.
В обыденной жизни наиболее заметными признаками постстрессового расстройства у ребенка являются симптомы повышенной возбудимости. Это раздражительность, нарушения сна, непослушание, трудности концентрации внимания, взрывные реакции, непроизвольная физиологическая реакция на событие, символизирующее или напоминающее травму. Например, если замахнуться рукой на битого ребенка, он может зажмуриться, отшатнуться, закрыться руками, испугаться, заплакать, несмотря на то, что столкнулся только с угрозой, а не с реальным насилием. Говорят, напуган – вполовину побит. Небитый ребенок просто удивится. Пережитое насилие приводит к формированию сниженной самооценки. Ребенок делает выводы о себе по тому, как к нему относятся значимые взрослые. Если ребенка обижают, унижают, бьют, пугают криком, угрозами, то ребенок верит в то, что все это он заслужил, потому что он плохой. Часто это иррациональное убеждение формирует всю его дальнейшую жизнь. Такая низкая самооценка приводит к тому, что он перестает стремиться к успеху и искать доброе отношение к себе. Затем следует либо смирение со своей беззащитностью и появление покорной жертвы, либо яростный протест против этого – и появление агрессивного насильника. Пережитый опыт насилия учит ребенка это насилие совершать, правда, теперь по отношению к более слабым и беззащитным. Многие взрослые насильники в детстве были жертвами насилия. Итак, получается замкнутый круг: насилие порождает насилие. Где есть насилие, там есть жертвы. Участники треугольника насильник-жертва-свидетель воспроизводят эти роли в следующих поколениях и/или с другими людьми. Мало кому удается избежать этого самостоятельно, без специальных усилий или специальной помощи.
А как выглядит семья без насилия? Как строятся здоровые отношения с близкими?
Здесь приведём правила, по которым живет такая семья:
Проблемы признаются и решаются. Поощряются свободы: свобода восприятия, свобода мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся. Члены семьи могут удовлетворять свои собственные потребности. Родители делают то, что говорят. Ролевые функции выбираются, а не навязываются. В семье есть место развлечениям. Ошибки прощаются, на них учатся. Семейная система существует для индивида, а не наоборот.
Правила и законы семьи гибкие, их можно обсуждать. Если так случилось, что вы родились или живете сейчас в доме, где правит насилие, у вас есть шанс изменить свою жизнь. Вы можете построить свою семью по другому сценарию, где будет уважение, любовь и согласие. Это будет, если вы этого очень захотите. Тогда вы приложите к своему большому желанию свои усилия и действия. И изменения будут! Так всегда бывает, если очень хочешь и делаешь.
Памятка-совет. Правила этики общения с ребенком в семье
- Не подозревать дурного;
- Не высмеивать;
- Не выслеживать;
- Не выспрашивать;
- Не подшучивать;
- Не принуждать к ответственности;
- Не контролировать интимный опыт общения;
- Создавать атмосферу покоя, доверия, безопасности в доме;
- Создавать навыки общения в доме по принципу открытости;
- Давать право на собственный опыт.
Адаптация ребенка к учреждению дошкольного образования
Вот и наступил момент, когда Ваш ребенок начал посещать детский сад. Бесспорным плюсом детского сада является то, что ребенок обретает самостоятельность. Посещая детский сад, малыш гораздо легче и быстрее осваивает навыки самообслуживания, учится кушать, одеваться и раздеваться, соблюдать личную гигиену, убирать за собой. Уже через 3 - 4 месяца пребывания в атмосфере детского сада ваш ребенок сможет освоить все эти премудрости.
Ежедневно «детсадовский» ребенок вынужден вступать в многочисленные контакты со сверстниками, что развивает умение договариваться, ждать своей очереди, принимать во внимание чужое мнение и отстаивать свое собственное. И, что самое удивительное, происходит это безо всякого участия взрослых: у детского коллектива свои законы, и малыш вынужден будет им подчиняться.
Есть такие виды деятельности, которые возможны только в детском саду, и научить они могут очень и очень многому. Такое, казалось бы, немудреное дело, как дежурство по столовой (согласитесь, практически невозможные в домашних условиях, если только у вас не пятеро детей) помогают вырабатывать бесценные навыки: заботиться об окружающих, организовывать совместную с товарищами деятельность, заботиться об общем успехе дела.
Дети, ходившие в детский сад, в дальнейшем лучше адаптируются в школе: быстрее вливаются в коллектив класса, умеют выстраивать адекватные отношения со значимым взрослым, планировать собственные действия, обладают навыками оценки товарищей и самооценки в различных видах деятельности. Напротив, «домашние» дети зачастую не могут регулировать собственное поведение и соотносить его с нормами совместной деятельности и требованиями «чужого» взрослого.
Дети, которые посещают детский сад, в целом быстрее становятся самостоятельными. Они осваивают правила жизни "вне дома", вне домашних, "тепличных" условий. Так, например, они быстро привыкают самостоятельно есть и меньше капризничают по поводу пищи.
Посещение детского сада полезно и с медицинской точки зрения. Встречаясь в саду с чужеродной бактериологической средой, отличающейся от домашней, организм малыша активно нарабатывает иммунитет. С точки зрения врачей иммунологов благоприятным периодом для начала посещения детского сада является возраст 2 и 4 года, когда иммунная система не испытывает возрастных кризисов и ее состояние относительно стабильно.
Однако, несмотря на все плюсы, которые были перечислены выше, у ребенка могут возникнуть и некоторые проблемы в период адаптации.
Так, например, ребенок не может наладить контакты со сверстниками. С ним можно поиграть в сюжетно-ролевую игру «Детский сад». Роль малыша может выполнять или он сам или какая-нибудь игрушка. Покажите ему в игре, как можно познакомиться со сверстниками, как вступить в игру. Пусть в игре соблюдается ритм жизни детского сада: куклы будут завтракать, делать зарядку, гулять, обедать, ложиться спать… В игре вам будет проще проследить, какие проблемы и трудности испытывает ваш малыш, помочь ему справиться с ними.
Не забывайте дать ребенку с собой в детский сад любимую игрушку, книжку, некий «кусочек дома», рядом с которым он будет чувствовать себя более комфортно и безопасно. Попробуйте уговорить оставить игрушку на ночь в садике, а наутро снова с нею встретиться. Это облегчит малышу возвращение в группу. Если же он на это не соглашается, пусть игрушка ходит с ребенком ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно (детям легче говорить о своих чувствах от имени игрушки).
Не последнюю роль в процессе адаптации играет и выбор одежды. Постарайтесь, чтобы на ней было поменьше мелких деталей обеспечить отсутствие в ней мелких деталей: пуговиц, кнопок, крючков и шнурков, чтобы процесс одевания на первых порах не вызывал излишних проблем. Идеально, если это будет свитер или водолазка (с широкой горловиной), ботинки лучше подобрать на липучках. Одежда обязательно должна иметь четкие ориентиры «перед/спина» (например, спереди рисунок), на подошву ботинок можно налепить маркеры (право/лево). Колготки и носки должны быть из натуральных тканей, тогда стопы малыша не будут холодными и влажными. Мальчикам не стоит одевать слишком плотно облегающие плавки, трусики и брюки. Постарайтесь, чтобы на одежде был хотя бы один карман (для носового платка, а также «особо ценных» вещей).
Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся "традицию" расставания. "Почетной обязанностью" малыша может стать помощь маме при сборах на работу ("А ну-ка неси мою "рабочую" сумку" или "Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?"), а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна.
Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми - все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.
Проследите, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.
Пару слов хочется сказать об игрушках. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.
Все начинается с семьи
В современной психологической науке есть очень важное положение: если хочешь изменить поведение кого-либо, надо в первую очередь изменить свое поведение. И если родители принимают утверждение о том, что, только изменившись сами, они смогут изменить своего ребенка, то им будет интересно узнать, как это можно сделать.
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно (для этого научитесь слушать своего ребенка; проводите с ним как можно больше времени; делитесь с ним своим опытом, рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках и неудачах; если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое внимание каждому из них по отдельности).
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и Вас легко вывести из равновесия (отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком; старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения).
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии («Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста в другой комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня»).
4. В те минуты, когда Вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы Вас успокоить (примите теплую ванну, душ; выпейте чаю; позвоните друзьям; просто расслабьтесь, удобно лежа на диване; послушайте любимую музыку).
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать Ваш гнев (не разрешайте ребенку брать те вещи и предметы, которыми Вы очень дорожите; не позволяйте выводить себя из равновесия).
6. К некоторым особенно важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям (изучайте силы и возможности вашего ребенка; если Вам предстоит сделать первый визит к врачу (в школу, к знакомым и т. д.) отрепетируйте все загодя; если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, хочет пить, подумайте, как накормить и напоить его во время длительной поездки).
И в заключение хочется привести стихотворение Себастиана Бранта
О родительском примере
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому:
Родители примет ему. Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб, пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит. Что говорить, - спокон веков
Полно на свете простаков! Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец. Когда родители умны
И добродетельно скромны, то благонравны и сыны.
Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.
Неразлучные друзья - взрослые и дети
Вряд ли ребенок будет считать своих папу и маму друзьями, если все их функции будут сводиться к тому, чтобы отругать за непослушание, выдать деньги на карманные расходы, одеть и накормить. Но если родители вместе с детьми путешествуют, занимаются спортом, решают бытовые проблемы и готовят праздники, если жизнь полна ярких впечатлений, волнующих событий и творческих открытий – такой семьей дети будут дорожить и гордиться. А в число лучших друзей включат папу и маму, что не помешает детям уважать своих родителей и слушаться их. И, может быть, не столь важно, какие именно традиции будут у вашей семьи – детские праздники, домашние концерты, выезд на природу или что-нибудь еще, – главное, чтобы они были. Ведь у семьи, как и у любого «творческого» союза должно быть свое лицо.
Любой семье под силу завести традицию лыжных, пеших или велосипедных прогулок на природе. Подобные спортивные или туристические выезды не только позволят сменить обстановку, получить новые впечатления. Но и придадут семейному досугу определенный ритм, наполнив его здоровьем и энергией. Вы можете взять на вооружение широко распространненный за рубежом принцип семейного отдыха – когда несколько семей объединяются, чтобы вместе арендовать в определенный день на определенное время теннисный корт или дорожку для боулинга – так дешевле да и веселее. Кроме того, подобный союз накладывает на его участников вполне определенные обязательства. Зная, что вас ждут, вы уже не станете «отлынивать» от еженедельных занятий. Таким образом, эпизодические занятия спортом превратятся в привычное семейное хобби. Кстати, такой семейный досуг можно разнообразить еще сильнее, устраивая семейные соревнования – мамы против пап, дети против родителей.
Еще одна отличная идея – каждый выходной приглашать гостей. Вкусный обед, караоке, песни под гитару, танцы, забавные игры для детей и взрослых – прекрасное времяпровождение, которое можно устраивать то в одной семье, то в другой. Принимающей стороне каждый раз придется готовиться к встрече гостей, придумывая что-то новенькое не только для угощения, но и для «культурной программы». Согласитесь, что это все приятные хлопоты, которые можно дополнить идеей домашней летописи. Пусть кто-то из гостей «работает» фотографом. Домашние праздники можно приурочить к временам года: осенью собирать красивые разноцветные листья и устраивать конкурс лучшего букета или панно; зимой устраивать катания на санках, лыжах, коньках; на пороге весны отмечать Масленицу с пирогами и блинами. Такие встречи не обязательно устраивать у кого –нибудь дома, иногда их можно проводить на природе, в парке или в лесу. Если встречи по какой-то причине срываются, советуем не нарушать сложившуюся традицию, не посвящать выходной бытовым хлопотам, а все равно проводить этот день празднично, отправляясь всей семьей в театр, зоопарк или просто на прогулку.
Полезная информация
Игра для взрослых и детей
Для семейных встреч предлагаем правила веселой игры, которая способна заинтересовать и детей, и взрослых.
Для начала приготовьте около 10 – 15 небольших сувениров: свечек, брелоков, конфет, ластиков, кусков мыла – словом все, что угодно, лишь бы предметы были небольшими. Красиво упакуйте каждый сувенир в подарочную бумагу.
Для игры сложите подарки в центре стола, вокруг которого расположатся гости. Пусть каждый по очереди бросает игральный кубик. Тот, кому выпадет шестерка, берет себе любой подарок.
Когда все подарки будут разобраны, начнется самая волнующая и азартная часть игры. Засекайте время и объявите, что скажем, через 10 минут игра закончится. Теперь каждый, кому выпадет шестерка, может брать любой подарок у любого игрока. Поверьте, вот уж страсти накалятся по- настоящему. А когда время истечет, подарки можно и развернуть. Будет много радости и смеха. И не важно, что кому достанется. В этой игре важен не приз, а азарт.
Литературный источник: Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт. – сост. Е. В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169 с.