Советы руководителя физического воспитания
Участие в проекте «Марафон олимпийского образования 4.0»

Уже становится традицией участие нашего учреждения в проекте «Марафон олимпийского образования», организованном Белорусской Олимпийской Академией.
В рамках «Марафона олимпийского образования 4.0» руководители физического воспитания не только познакомили детей с историями великих белорусских спортсменов, но и сформировали чувство гордости за спортивные достижения нашей страны, представления о разных видах спорта и интерес к занятиям спортом.
Задания, представленные в проекте, были направлены на развитие логики, воображения, памяти и призваны воспитывать в детях патриотизм и любовь к своей стране.
В новом сезоне проекта «Марафон олимпийского образования 4.0» были проведены 5 тематических занятий с мультимедийными презентациями, в рамках которых мы в интересной форме познакомили воспитанников с историями успеха известных белорусских спортсменов.
Ярким итогом серии занятий стал интерактивный спортивный спектакль об Александре Медведе - легенде вольной борьбы.
За успешное выполнение всех заданий проекта наши воспитанники были награждены медалями.
Форма для занятий физкультурой

Список используемой литературы:
- Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Нац. ин-т образования, 2023. – 383 с.
Интернет-ресурсы:
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
14 июля 2014 г. № 105 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ И НОРМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПОРТИВНЫМ ИНВЕНТАРЕМ И ОБОРУДОВАНИЕМ, НЕОБХОДИМЫМИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, КОТОРЫМ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОВЕДЕНИЯ С НИМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ И СПОРТИВНО-МАССОВЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ" [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://do.academy.edu.by/npa/Docum/06/105-sport_inventar.pdf
Форма для занятий в бассейне

Список используемой литературы:
- Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Нац. ин-т образования, 2023. – 383 с.
- Бережная, Г.В. Учимся плавать (от 3 до 4 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ - Минск : Адукацыя и выхаванне, 2019. – 112с.
- Бережная, Г.В. Учимся плавать (от 4 до 5 лет): пособие для педагогических работников учредлений дошкольного образования/ - Минск : Адукацыя и выхаванне, 2022. – 120с.
Интернет-ресурсы:
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
14 июля 2014 г. № 105 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ И НОРМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПОРТИВНЫМ ИНВЕНТАРЕМ И ОБОРУДОВАНИЕМ, НЕОБХОДИМЫМИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, КОТОРЫМ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОВЕДЕНИЯ С НИМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ И СПОРТИВНО-МАССОВЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ" [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://do.academy.edu.by/npa/Docum/06/105-sport_inventar.pdf
Выбираем шапочку для плавания
.jpg)
Список используемой литературы:
- Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Нац. ин-т образования, 2023. – 383 с.
- Бережная, Г.В. Учимся плавать (от 3 до 4 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ - Минск : Адукацыя и выхаванне, 2019. – 112с.
- Бережная, Г.В. Учимся плавать (от 4 до 5 лет): пособие для педагогических работников учредлений дошкольного образования/ - Минск : Адукацыя и выхаванне, 2022. – 120с.
Интернет-ресурсы:
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
14 июля 2014 г. № 105 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ И НОРМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПОРТИВНЫМ ИНВЕНТАРЕМ И ОБОРУДОВАНИЕМ, НЕОБХОДИМЫМИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, КОТОРЫМ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОВЕДЕНИЯ С НИМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ И СПОРТИВНО-МАССОВЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ" [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://do.academy.edu.by/npa/Docum/06/105-sport_inventar.pdf
Участие в проекте «Марафон олимпийского образования 3.0»

Наши воспитанники старших групп приняли участие в проекте «Марафон олимпийского образования 3.0», организованном Белорусской Олимпийской Академией.
Целью образовательного проекта является приобщение воспитанников к олимпийским и общечеловеческим ценностям, формирование гуманного отношения к себе и окружающему миру, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию, развитие познавательной активности.
Проект представляет собой проведение пяти авторских занятий, состоящих из тематических сюжетно-ролевых игр, упражнений психологической направленности, рассказа педагога, плана беседы.
На занятиях в рамках марафона ребята вспомнили виды спорта, а также разобрались почему спортсмены могут грустить и чему радуются. Ребята услышали о важных олимпийских ценностях - уважении, дружбе, стремлении к совершенству. Стремление к совершенству помогает детям и взрослым добиться успехов в том, чем они занимаются. Стремится к совершенству - это становиться лучше каждый день. Также ребята ознакомились со спортивными объектами Минска и родного города Молодечно, и какими видами спорта там можно заниматься.
Ярким финалом цикла тематических занятий проекта стал физкультурный праздник "Малые Летние Олимпийские игры". Как настоящие спортсмены, наши будущие олимпийцы прочувствовали на себе то, что в ходе соревнований важны олимпийские ценности - дружба, уважение к другим участникам, стремление к совершенству. А в «Олимпийском блице» ребята закрепили свои представления, полученные на занятиях в рамках проекта, безошибочно давали ответы на вопросы.
Спорт - это друг всех наших ребят!
Организация физкультурно-оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования

Физическое развитие воспитанника – формирование основ здорового образа жизни, физической культуры, воспитание физических и личностных качеств дошкольника, развитие его активности, позитивного отношения к миру и себе, освоение движений, формирование первичных знаний о здоровье, способах его сохранения и укрепления, адаптивных способностей, основ безопасной жизнедеятельности.
Освоение воспитанниками основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, бросание) – одна из важных задач образовательного процесса. На протяжении раннего и дошкольного возраста идет интенсивное освоение двигательных действий и обогащение двигательных умений. Поступательное развитие обеспечивается повышением качества выполнения движений, степенью проявления самостоятельности, включением их в различные виды детской деятельности. Содержание учебной программы по данной образовательной области в разных возрастных группах построено с учетом данных положений. В группах раннего возраста дети начинают осваивать различные способы выполнения основных движений. В младшем дошкольном возрасте идет накопление двигательного опыта. В среднем дошкольном возрасте при обучении движениям обращается внимание на их качество. В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию самостоятельности при освоении двигательных умений, воспитанию физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости). Это необходимо и для успешного усвоения содержания учебной программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для 1 – 4 классов, а также для общей физической подготовленности воспитанников.
Все возрастные группы дошкольного учреждения характеризуются определенными особенностями физического и психического развития. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении, опираясь на эти особенности, ставит цели и задачи физического воспитания (оздоровительные, образовательные, развивающие) для каждой из возрастных групп свои.
Двигательно-оздоровительный режим в учреждении дошкольного образования
|
1ая младшая |
2ая младшая |
Средняя |
Старшая |
Специально организованные физкультурные мероприятия: |
||||
утренняя гимнастика (ежедневно) |
4-6 мин |
6-7 мин |
7-8 мин |
8-10 мин |
физкультурное занятие |
2 в неделю 10-15мин. |
2 в неделю +1 бассейн 15-20 мин. |
2 в неделю +1 бассейн 20-25 мин. |
2 в неделю +1 бассейн 25-30 мин. |
игры и физические упражнения на прогулке (ежедневно) |
15 мин. |
20 мин. |
25 мин. |
30-35 мин. |
физкультурный досуг |
- |
1-2 раз в месяц |
2 раза в месяц |
2 раза в месяц |
День здоровья |
- |
- |
4 в год |
4 в год |
Физкультурный праздник |
- |
- |
4 в год |
4 в год |
Совместная деятельность взрослого и детей: |
||||
индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, разный уровень физического развития и физической подготовки (ежедневно) |
10-15 мин |
10-15 мин |
15-20 мин |
15-20 мин |
закаливание (ежедневно) |
В течение дня |
|||
Самостоятельная двигательная деятельность. |
||||
утром |
15-20 |
10-15 |
10-15 |
10-15 |
перед занятием |
10-12 |
8-10 |
8-10 |
8-10 |
на прогулках |
40-45 |
35-40 |
40-45 |
40-50 |
после дневного сна |
10-12 |
10-12 |
10-12 |
10-15 |
в бытовой и игровой деятельности |
|
50-80 |
80-100 |
От 25 мин. |
Форма для занятий физкультурой
У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены. В качестве физкультурной формы отлично подойдут:
- футболка (с коротким рукавом) должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов; желательно без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно чтобы у всех детей были футболки определенного цвета (это вырабатывает у детей командный дух во время проведения эстафет и спортивных праздников)
- шорты длиной до колена черного/темно-синего цвета (обратите внимание на материал изделия – он должен хорошо тянуться, не должен сковывать движения ребенка);
- носочки (не колготки);
- спортивная обувь – кеды/кроссовки/тапочки на резиновой (не пластмассовой) подошве без каблука.
Обувь обязательно должна быть ПО РАЗМЕРУ СТОПЫ РЕБЕНКА. Не покупайте ребенку обувь «на вырост», плотно зашнуровывая кроссовки или кеды. Она испортит походку, деформирует стопу и всю ногу малыша, что чревато развитием плоскостопия и косолапости, кроме того, в такой обуви ребенок не сможет выполнять весь спектр упражнений на занятии.
Наличие спортивной формы обязательно для всех детей. При отсутствии спортивной формы ребенок к физкультурному занятию не допускается.
Список используемой литературы:
- Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Нац. ин-т образования, 2023. – 383 с.
- Бережная, Г.В. Учимся плавать (от 3 до 4 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ - Минск : Адукацыя и выхаванне, 2019. – 112с.
- Бережная, Г.В. Учимся плавать (от 4 до 5 лет): пособие для педагогических работников учредлений дошкольного образования/ - Минск : Адукацыя и выхаванне, 2022. – 120с.
Интернет-ресурсы:
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
14 июля 2014 г. № 105 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ И НОРМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПОРТИВНЫМ ИНВЕНТАРЕМ И ОБОРУДОВАНИЕМ, НЕОБХОДИМЫМИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, КОТОРЫМ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОВЕДЕНИЯ С НИМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ И СПОРТИВНО-МАССОВЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ" [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://do.academy.edu.by/npa/Docum/06/105-sport_inventar.pdf
11 способов приучить ребенка быть физически активным
.jpg)
Список используемой литературы:
- Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Нац. ин-т образования, 2023. – 383 с.
- Шебеко, В. Н. Культура здоровья детей. 3-4 года : метод. пособие / В. Н. Шебеко, О. В. Латыговская. – Минск : Аверсэв, 2019. – 64 с
- Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / В.А. Шишкина. – Мозырь : Белый ветер, 2014. – 133, [3] с.
Игры с водой
.jpg)
ИГРЫ С ВОДОЙ
Игры с водой – одни из любимых детских забав. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже не важно то, что у вас вокруг одни лужи, выпачканная ванная и т.д.
Во что же можно играть с водой?
Игра со струей воды
Подставляйте под струю ладошку ребенка, изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Можно, например, предложить ему наполнить водой сначала стакан, а потом — столовую ложку. Причем струя воды может быть как теплой, так и холодной, как сильной, так и тонкой.
Водопад
Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он «шумит».
Вода принимает форму
Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
Окрашивание воды
Подкрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее.
Тонет – не тонет
Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.
Маленький рыбак
Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» — половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок «сачком» — для этого подойдет дуршлаг или сито.
Растворяется или не растворяется
Что еще может растворится в воде, кроме красок?
Пусть малыш наливает в воду (теплую или холодную) разные жидкости ложкой. Сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье или даже несколько капель подсолнечного масла. А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе. А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то другое. Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду сразу же, после размешивания или через некоторое время?
С места на место
Помещаем мелкие пластмассовые шарики в воду. Задача малыша — выловить ситечком с длинной ручкой все шарики и переложить их в пустую пластмассовую миску, которая плавает рядом.
Пузыри
Следует научить малыша пускать пузыри в воду. Взрослому необходимо сначала показать ребенку, как можно это сделать, чтобы он попытался сделать то же, а потом наблюдал за пузырьками. Это может стать элементом обучения малыша нырянию и плаванию, если у родителей нет возможностей проводить с ребенком занятия в бассейне. Сначала можно просто выдувать воздух через рот, опуская голову в воду, затем попробовать делать это через трубочку или шланг. Такие игры доставляют малышу ни с чем не сравнимое удовольствие.
Лейся, лейся
Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.
Выжми мочалку
Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.
Игра с мылом
Маленький кусочек детского мыла отпускается в ванную с сидящим там малышом — пусть попробует его поймать.
Много, много пены
Взрослый выливает немного детской пены в бассейн, где находится малыш. С помощью венчика или собственных рук малыш взбивает пену.
Фокус
Наполните водой пластмассовую чашку, затем накройте ее кусочком бумаги. Прижимая чашку рукой, переверните чашку вверх дном. Теперь, осторожно скользя по бумаге, можно отвести руку. Фокус заключается в том, что вода не выливается.
Поймай льдинку
Взрослый опускает в миску с теплой водой 5-10 небольших льдинок . Наблюдаем за ними, рассказываем о свойствах воды.
Брызгалка
В пробке пластиковой бутылки проделать несколько дырочек, заполнить бутылку водой и дать получившуюся брызгалку малышу. Можно брызгать на дальность — тогда главной целью будет выпустить самую длинную струю. А можно стрелять из брызгалки в цель, развивая тем самым меткость.
Учимся измерять
Для игры понадобится небольшая мисочка или кувшин, а также черпак. Взрослый просит заполнить миску водой, используя черпак. Для сравнения лучше взять разные по вместимости миску и кувшин.
Сквозь сито
Поставьте перед ребенком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.
В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.
Поиск сокровищ
Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в бассейн. Завяжите малышу глаза и предложите ему отгадать, какую игрушку он нащупал рукой в воде.
Купание куклы
Вам понадобятся: губка, мыло, кружка (или кувшин) и полотенце. Предложите ребенку искупать куклу при помощи губки и мыла. Затем попросите вытереть куклу и надеть на нее чистую одежду.
Вымой нос, вымой ноги
Иногда бывает трудно остановить развеселившегося ребенка и заставить его мыться. Попытайтесь на чем-нибудь заострить его внимание: пусть ребенок моет каждую часть тела по очереди. При этом быстро называйте отдельные части тела, особенно те, которые расположены далеко друг от друга (например, нос, а потом колени). Это придаст игре динамичность и сократит время купания, заставив ребенка мыться быстрее. Для разнообразия можно спеть какую-нибудь спокойную песенку или пока ребенок моется, пусть попробует сочинить стишок о каждой части тела. Вот как этот:
Нам с мочалкой не до скуки,
Натираю мылом руки,
Мылом ноги натираю —
Это я себя стираю.
Книжки для ванной
Очень интересны книжки с появляющимися картинками, в которых картинки меняют цвет в теплой воде.
Поливаем цветы
Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребенку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их надо поливать водой. Пусть малыш сам польет клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом, как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.
Лейку-леечку возьмём
И воды в неё нальём.
Мы польём цветочки лейкой,
Вырастайте поскорей-ка!
Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребенок изучает свойства и назначение предметов, знакомится с растительным миром.
Список используемой литературы:
- Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Нац. ин-т образования, 2023. – 383 с.
- Бережная, Г.В. Учимся плавать (от 3 до 4 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ - Минск : Адукацыя и выхаванне, 2019. – 112с.
- Бережная, Г.В. Учимся плавать (от 4 до 5 лет): пособие для педагогических работников учредлений дошкольного образования/ - Минск : Адукацыя и выхаванне, 2022. – 120с.