Советы руководителя физического воспитания

Участие в проекте «Марафон олимпийского образования 4.0»

Уже становится традицией участие нашего учреждения в проекте «Марафон олимпийского образования», организованном Белорусской Олимпийской Академией.

В рамках «Марафона олимпийского образования 4.0» руководители физического воспитания не только познакомили детей с историями великих белорусских спортсменов, но и сформировали чувство гордости за спортивные достижения нашей страны, представления о разных видах спорта и интерес к занятиям спортом.

Задания, представленные в проекте, были направлены на развитие логики, воображения, памяти и призваны воспитывать в детях патриотизм и любовь к своей стране.

В новом сезоне проекта «Марафон олимпийского образования 4.0» были проведены 5 тематических занятий с мультимедийными презентациями, в рамках которых мы в интересной форме познакомили воспитанников с историями успеха известных белорусских спортсменов.

Ярким итогом серии занятий стал интерактивный спортивный спектакль об Александре Медведе - легенде вольной борьбы. 

За успешное выполнение всех заданий проекта наши воспитанники были награждены медалями.

 

свернуть

Форма для занятий физкультурой

Форма для занятий в бассейне

Выбираем шапочку для плавания

Участие в проекте «Марафон олимпийского образования 3.0»

Наши воспитанники старших групп приняли участие в проекте «Марафон олимпийского образования 3.0», организованном Белорусской Олимпийской Академией.

Целью образовательного проекта является приобщение воспитанников к олимпийским и общечеловеческим ценностям, формирование гуманного отношения к себе и окружающему миру, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию, развитие познавательной активности.

Проект представляет собой проведение пяти авторских занятий, состоящих из тематических сюжетно-ролевых игр, упражнений психологической направленности, рассказа педагога, плана беседы.

На занятиях в рамках марафона ребята вспомнили виды спорта, а также разобрались почему спортсмены могут грустить и чему радуются. Ребята услышали о важных олимпийских ценностях - уважении, дружбе, стремлении к совершенству. Стремление к совершенству помогает детям и взрослым добиться успехов в том, чем они занимаются. Стремится к совершенству - это становиться лучше каждый день. Также ребята ознакомились со спортивными объектами Минска и родного города Молодечно, и какими видами спорта там можно заниматься.

Ярким финалом цикла тематических занятий проекта стал физкультурный праздник "Малые Летние Олимпийские игры". Как настоящие спортсмены, наши будущие олимпийцы прочувствовали на себе то, что в ходе соревнований важны олимпийские ценности - дружба, уважение к другим участникам, стремление к совершенству. А в «Олимпийском блице» ребята закрепили свои представления, полученные на занятиях в рамках проекта, безошибочно давали ответы на вопросы.

Спорт - это друг всех наших ребят!

              

свернуть

Организация физкультурно-оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования

Физическое развитие воспитанника – формирование основ здорового образа жизни, физической культуры, воспитание физических и личностных качеств дошкольника, развитие его активности, позитивного отношения к миру и себе, освоение движений, формирование первичных знаний о здоровье, способах его сохранения и укрепления, адаптивных способностей, основ безопасной жизнедеятельности.

Освоение воспитанниками основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, бросание) – одна из важных задач образовательного процесса. На протяжении раннего и дошкольного возраста идет интенсивное освоение двигательных действий и обогащение двигательных умений. Поступательное развитие обеспечивается повышением качества выполнения движений, степенью проявления самостоятельности, включением их в различные виды детской деятельности. Содержание учебной программы по данной образовательной области в разных возрастных группах построено с учетом данных положений. В группах раннего возраста дети начинают осваивать различные способы выполнения основных движений. В младшем дошкольном возрасте идет накопление двигательного опыта. В среднем дошкольном возрасте при обучении движениям обращается внимание на их качество. В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию самостоятельности при освоении двигательных умений, воспитанию физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости). Это необходимо и для успешного усвоения содержания учебной программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для 1 – 4 классов, а также для общей физической подготовленности воспитанников.

Все возрастные группы дошкольного учреждения характеризуются определенными особенностями физического и психического развития. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении, опираясь на эти особенности, ставит цели и задачи физического воспитания (оздоровительные, образовательные, развивающие) для каждой из возрастных групп свои.

Двигательно-оздоровительный режим в учреждении дошкольного образования

 

1ая младшая

2ая младшая

Средняя

Старшая

Специально организованные физкультурные мероприятия:

утренняя гимнастика (ежедневно)

4-6 мин

6-7 мин

7-8 мин

8-10 мин

физкультурное занятие

2 в неделю

10-15мин.

2 в неделю +1 бассейн

15-20 мин.

2 в неделю +1 бассейн 20-25 мин.

2 в неделю +1 бассейн 25-30 мин.

игры и физические упражнения на прогулке (ежедневно)

15 мин.

20 мин.

25 мин.

30-35 мин.

физкультурный досуг

-

1 раз в месяц

2 раза в месяц

2 раза в месяц

День здоровья

-

4 в год

4 в год

4 в год

Физкультурный праздник

-

-

4 в год

4 в год

Совместная деятельность взрослого и детей:

индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в со­стоянии здоровья, разный уровень физического развития и физичес­кой подготовки (ежедневно)

10-15 мин

10-15 мин

15-20 мин

15-20 мин

закаливание (ежедневно)

В течение дня

Самостоятельная двигательная деятельность.

утром

15-20

10-15

10-15

10-15

перед занятием

10-12

8-10

8-10

8-10

на прогулках

40-45

35-40

40-45

40-50

после дневного сна

10-12

10-12

10-12

10-15

в бытовой и игровой деятельности

 

50-80

80-100

От 25 мин.

Форма для занятий физкультурой

 

У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены. В качестве физкультурной формы отлично подойдут:  

  • футболка (с коротким рукавом) должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов; желательно без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно чтобы у всех детей были футболки определенного цвета (это вырабатывает у детей командный дух во время проведения эстафет и спортивных праздников)
  • шорты длиной до колена черного/темно-синего цвета (обратите внимание на материал изделия – он должен хорошо тянуться, не должен сковывать движения ребенка);
  • носочки (не колготки);
  • спортивная обувь – кеды/кроссовки/тапочки на резиновой (не пластмассовой) подошве без каблука.

Обувь обязательно должна быть ПО РАЗМЕРУ СТОПЫ РЕБЕНКА. Не покупайте ребенку обувь «на вырост», плотно зашнуровывая кроссовки или кеды. Она испортит походку, деформирует стопу и всю ногу малыша, что чревато развитием плоскостопия и косолапости, кроме того, в такой обуви ребенок не сможет выполнять весь спектр упражнений на занятии.

Наличие спортивной формы обязательно для всех детей. При отсутствии спортивной формы ребенок к физкультурному занятию не допускается.

свернуть

Физическая культура в семье

       Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, сильными и крепкими. Однако они часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка, что помимо достижения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым.
Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в младенчестве и дошкольный период, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям. Забота о формировании двигательных навыков ребенка, о достижении необходимого уровня ловкости, быстроты сил и других качеств является первоочередной задачей матери и отца еще задолго до поступления ребенка в школу.
Физическое воспитание – составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.

Когда начинать заниматься?

       Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6 лет. Но и после 6 лет не следует прекращать занятия в семье, хотя в этом возрасте появляются и другие возможности для физического развития ребенка – в культурно-просветительских учреждениях, в спортивных обществах, где ребенок занимается под руководством специалиста. 

Сколько заниматься?

       Возможность включать в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Рекомендую папам это ответственное занятие взять на себя. Необходимо уделить ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня для занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Прежде всего, следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью.
Продолжительность занятий родителей с ребенком различна, она зависит от возраста ребенка, от наличия свободного времени.
     Утренние занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна «разминаются» мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки выполняются легкие и уже знакомые упражнения. Продолжительность утренних занятий не более 10 минут.
Упражнения перед ужином – наиболее частая форма совместных занятий, так как родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заниматься с ребенком. В этот период есть время для упражнений, формирующих правильную осанку.
Продолжительность занятий с детьми 2-х – 3-х лет – 10-15 минут; 4-х лет 20 минут; 5 – 6 лет 25-30 минут. С 7-ми лет до 45 минут.
После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется: интенсивная двигательная деятельность после еды вредна (Это касается любого времени суток), кроме того, после физических упражнений дети трудно засыпают.
Обязательно нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе.

Как заинтересовать ребенка заниматься физкультурой?

      Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скучный урок. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление упражняться дальше, осваивать новые, более сложные движения. Старшим дошкольникам кроме похвал, поощрением для них может служить и убедительное объяснение, почему так необходимо заниматься физкультурой: чтобы он не был похож на медвежонка, чтобы его не перегоняли другие дети, чтобы он скорее научился плавать, чтобы у него была правильная красивая осанка и мягкая походка и так далее.

Подружившись с физкультурой,
гордо смотрим мы вперед!
Мы не лечимся микстурой –
Мы здоровы целый год! 

свернуть

11 способов приучить ребенка быть физически активным

Организация занятий в бассейне

Важной формой оздоровительной работы является плавание. Популярность и необходимость обучения плаванию продиктованы не только нарастающей гиподинамией, но, прежде всего жизненной необходимостью этого навыка для всех людей и особенно для детей.

Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц при преодолении сопротивления воды. Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц (особенно мелких групп), очищения потовых желез, способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

В нашем детском саду функционирует плавательный бассейн размером 6м на 3м, глубиной до 70 см.

В детском саду обучаются плаванию дети, начиная со второй младшей группы. Занятия в бассейне стартуют с началом отопительного сезона и проводятся один раз в неделю, а также являются обязательными для всех детей, т.к. входят в общую структуру физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Ребенок может не посещать бассейн в случаях противопоказаний (справка от врача), в период после болезни (обычно 2 недели), плохого самочувствия.  Группы делятся по подгруппам 6-8 и до 10-12 детей.

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения является необходимым звеном в успешной адаптации ребенка к занятиям в бассейне. Приучайте детей дома умывать лицо, не вытирая пальцами глаза; обливаться, брызгаться, используя художественное слово, самостоятельно насухо вытирать свое тело, особенно спину. Примеры игр и стихотворений с водой вы можете найти на нашем сайте http://sad7mol.uomrik.gov.by/ на страничке руководителя физического воспитания в разделе «О плавании…»

Для посещения занятий в бассейне ребенку  необходимо иметь следующие принадлежности:

  • Плавки / купальник;
  • Шапочка для плавания; (ВНИМАНИЕ! Не каждому ребенку подойдет детская шапочка, возможно, нужно будет приобрести шапочку взрослого размера, особенно детям с большим размером головы, а также девочкам с длинными густыми волосами)
  • Сланцы резиновые (сланцы «через пальчик» не подойдут, т.к. ребенок надевает носочки после плавания);
  • Полотенце (среднего размера);
  • Мочалка и мыло;
  • Халат с капюшоном (нет халата – байка + штаны; нет капюшона - шапка);
  • Носочки.
свернуть

Игры с водой

ИГРЫ С ВОДОЙ


Игры с водой – одни из любимых детских забав. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже не важно то, что у вас вокруг одни лужи, выпачканная ванная и т.д.

Во что же можно играть с водой?

Игра со струей воды

Подставляйте под струю ладошку ребенка, изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Можно, например, предложить ему наполнить водой сначала стакан, а потом — столовую ложку. Причем струя воды может быть как теплой, так и холодной, как сильной, так и тонкой.

Водопад

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он «шумит».

Вода принимает форму
Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Окрашивание воды
Подкрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее.

Тонет – не тонет
Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

Маленький рыбак
Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» — половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок «сачком» — для этого подойдет дуршлаг или сито.

Растворяется или не растворяется
Что еще может растворится в воде, кроме красок?
Пусть малыш наливает в воду (теплую или холодную) разные жидкости ложкой. Сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье или даже несколько капель подсолнечного масла. А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе. А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то другое. Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду сразу же, после размешивания или через некоторое время?

С места на место
Помещаем мелкие пластмассовые шарики в воду. Задача малыша — выловить ситечком с длинной ручкой все шарики и переложить их в пустую пластмассовую миску, которая плавает рядом.

Пузыри
Следует научить малыша пускать пузыри в воду. Взрослому необходимо сначала показать ребенку, как можно это сделать, чтобы он попытался сделать то же, а потом наблюдал за пузырьками. Это может стать элементом обучения малыша нырянию и плаванию, если у родителей нет возможностей проводить с ребенком занятия в бассейне. Сначала можно просто выдувать воздух через рот, опуская голову в воду, затем попробовать делать это через трубочку или шланг. Такие игры доставляют малышу ни с чем не сравнимое удовольствие.

Лейся, лейся
Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

Выжми мочалку
Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

Игра с мылом
Маленький кусочек детского мыла отпускается в ванную с сидящим там малышом — пусть попробует его поймать.

Много, много пены
Взрослый выливает немного детской пены в бассейн, где находится малыш. С помощью венчика или собственных рук малыш взбивает пену.

Фокус
Наполните водой пластмассовую чашку, затем накройте ее кусочком бумаги. Прижимая чашку рукой, переверните чашку вверх дном. Теперь, осторожно скользя по бумаге, можно отвести руку. Фокус заключается в том, что вода не выливается.

Поймай льдинку
Взрослый опускает в миску с теплой водой 5-10 небольших льдинок . Наблюдаем за ними, рассказываем о свойствах воды.

Брызгалка
В пробке пластиковой бутылки проделать несколько дырочек, заполнить бутылку водой и дать получившуюся брызгалку малышу. Можно брызгать на дальность — тогда главной целью будет выпустить самую длинную струю. А можно стрелять из брызгалки в цель, развивая тем самым меткость.

Учимся измерять
Для игры понадобится небольшая мисочка или кувшин, а также черпак. Взрослый просит заполнить миску водой, используя черпак. Для сравнения лучше взять разные по вместимости миску и кувшин.

Сквозь сито
Поставьте перед ребенком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.
В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

Поиск сокровищ
Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в бассейн. Завяжите малышу глаза и предложите ему отгадать, какую игрушку он нащупал рукой в воде.

Купание куклы
Вам понадобятся: губка, мыло, кружка (или кувшин) и полотенце. Предложите ребенку искупать куклу при помощи губки и мыла. Затем попросите вытереть куклу и надеть на нее чистую одежду.

Вымой нос, вымой ноги
Иногда бывает трудно остановить развеселившегося ребенка и заставить его мыться. Попытайтесь на чем-нибудь заострить его внимание: пусть ребенок моет каждую часть тела по очереди. При этом быстро называйте отдельные части тела, особенно те, которые расположены далеко друг от друга (например, нос, а потом колени). Это придаст игре динамичность и сократит время купания, заставив ребенка мыться быстрее. Для разнообразия можно спеть какую-нибудь спокойную песенку или пока ребенок моется, пусть попробует сочинить стишок о каждой части тела. Вот как этот:

Нам с мочалкой не до скуки,
Натираю мылом руки,
Мылом ноги натираю —
Это я себя стираю.

Книжки для ванной
Очень интересны книжки с появляющимися картинками, в которых картинки меняют цвет в теплой воде.

Поливаем цветы
Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребенку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их надо поливать водой. Пусть малыш сам польет клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом, как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Лейку-леечку возьмём

И воды в неё нальём.

Мы польём цветочки лейкой,

Вырастайте поскорей-ка!

Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребенок изучает свойства и назначение предметов, знакомится с растительным миром.

свернуть
поделиться в: