Советы музыкального руководителя

Как привить ребенку любовь к музыке?

Каждый ребенок проявляет повышенный интерес к музыке в первые несколько лет жизни, чутко реагируя сначала на звук обычной погремушки и колыбельную песню в исполнении матери. Это природное любопытство и особенности восприятия звуков следует правильно использовать для того, чтобы привить малышу любовь к музыке.

Правда, действовать придется взвешенно и осторожно, так как чрезмерные усилия родителей, которые пытаются сделать из ребенка к 5 годам вундеркинда, научив его не только читать и считать, но и играть на каком-либо из музыкальных инструментов, могут дать совершенно противоположный результат. Вместо любви и понимания музыка, навязываемая ребенку, будет вызывать у него раздражение и неприязнь, так как станет ассоциироваться с насилием и ограничением его внутренней свободы.

Уже к концу первого полугодия жизни дети не только самостоятельно и без особого труда определяют источник любого звука, но и идентифицируют его, руководствуясь собственными ассоциациями и такими понятиями, как «нравится» или « не нравится». Именно поэтому у ребенка появляются любимые погремушки, с которыми он может возиться часами, вслушиваясь в звуки, которые они издают. И - нелюбимые игрушки, которых малыш сторонится, умышленно выбрасывает из кроватки или же засовывает под подушку.

Это же касается любых других мелодий, которые символизируют различные события в жизни малыша. Так, колыбельная песня, под которую привык засыпать ребенок, обычно ассоциируется у него с нежностью и материнской заботой, комфортом и спокойствием. Но если, к примеру, во время исполнения колыбельной мать позволит себе хлопнуть по попе не в меру расшалившегося малыша, то в большинстве случаев песня будет вызывать у него воспоминания о боли и обиде. Поэтому вполне естественно, что и реагировать на нее он будет плачем либо повышенной активностью в поведении.

Правда, на этом этапе развития малыша очень важно научиться правильно трактовать его реакцию на музыку. Нередки случаи, когда громкий плач является не признаком недовольства ребенка, а неосознанным протестом, связанным с тем, что музыкальная композиция закончилась. Именно с такой проблемой в свое время пришлось столкнуться родителям знаменитого итальянского певца и актера Адриано Челентано, который во время прослушивания народных песен начинал капризничать. Долгое время в его семье считали, что музыка попросту раздражает малыша, в то время как на самом деле он возмущался тем, что песня оказалась слишком короткой.

Чтобы привить ребенку любовь к музыке, родителям придется не только запастись терпением, но и анализировать каждый свой поступок, борясь с желанием навязать малышу собственные взгляды. Безусловно, первые представления о музыке у детей формируют их родители, но следует помнить, что она должна быть спокойной и мелодичной, не вызывая у ребенка ощущения страха и дискомфорта.

Музыкальные занятия должны носить систематический характер, направленный на то, чтобы научить ребенка различать те или иные музыкальные произведения, которые должны быть достаточно компактными и с ярко выраженной, легко запоминающейся темой.

Для этих целей отлично подойдут песенки из детских мультфильмов и небольшие отрывки из классических музыкальных произведений, которые можно включать, когда малыш бодрствует. Однако для того, чтобы избежать негативных ассоциаций, во время болезни ребенка или же различных процедур, которые ему неприятны, от музыкального фона лучше отказаться.

 

свернуть

Значение музыки в воспитании детей

В мире существуют 3 знаковые системы: цифра, буква и... нота. И если без умения пользоваться буквами и цифрами жизнь современного человека может зайти в тупик, то, к сожалению, отсутствие музыкального образования особо сильно не влияет на качество жизни - в том смысле, что незнание музыкальной грамоты не помешает получить качественное образование, достигнуть карьерных высот и так далее. Но при этом с каждым годом все больше родителей задумываются о том, чтобы познакомить свое чадо с удивительным, волшебным миром музыки. И это неслучайно, потому что музыка способна творить настоящие чудеса...

Итак, музыка, в первую очередь, это искусство. И как любое искусство музыка воспитывает, развивает личность, позволяя человеку, ребенку более глубоко познать себя, найти свое место в этом мире, сформировать свою самооценку. Специалисты уже давно не ставят под сомнение тот факт, что музыка стимулирует развитие малыша, повышая и развивая также его интеллект. При этом, по мнению ученых, позитивное, развивающее, стимулирующее воздействие музыки длится порядка пяти лет! Стоит ли сравнивать настолько длительное воздействие с сиюминутным действием лекарств, многие из которых еще и имеют побочные эффекты? Кстати, к разговору о лекарствах - музыка, ко всему прочему, способна и лечить. Еще в древности верили, что любое искусство способно исцелять - музыка особенно. Так, Пифагор в Кротонском университете пел - пел по утрам, чтобы очистить ото сна ум, чтобы возбудить активность; пел по вечерам, чтобы настроиться на отдых, успокоиться.

Современные психологи, нейрохирурги сходятся во мнении, что музыка оказывается прямо-таки магическое воздействие на развитие человеческого мозга. Так, сегодня существует целый список музыкальных произведений, которым пользуются психологи, врачи, родители, движимые желанием подкорректировать психоэмоциональное состояние ребенка. Например, для того чтобы уменьшить чувство неуверенности, тревоги, можно послушать произведения Рубинштейна, Шопена, вальсы Штрауса. Музыка Бетховена, Брамса, Шуберта поможет успокоиться, а Бах поможет снять напряжение в отношениях. Если хотите поднять настроение себе и своему ребенку, включите Чайковского или Бетховена. Лист, Моцарт, Хачатурян поднимут активность, жизненный тонус. Гайдн и Бах нивелируют негативные ощущения, уменьшают чувство злости. А вот если вам нужно сконцентрировать внимание, то для фона можно включить музыку Мендельсона, Дебюсси, Чайковского. Сегодня стал довольно популярным такой термин, как музыкотерапия, который все чаще используется в качестве дополнительного стимула развития ребенка. Более того, появилась практика музыкотерапии проблемных детей, направленная на коррекцию психоэмоционального состояния ребенка. Однако, при этом непрофессионал в музыкальной области порой может встать в тупик - выбор музыки настолько огромен, что бывает очень трудно определиться в своем выборе.

Обязательно ли слушать только классику? Разумеется, классическая музыка не является обязательным требованием, но, тем не менее, выбирать произведения нужно очень серьезно, со всей ответственностью. Особое внимание стоит обратить на музыку инструментальную, на разнообразные мюзиклы. Ответить на вопрос, когда можно начинать знакомить ребенка с удивительным миром музыки очень просто - чем раньше, тем лучше. В идеале, нужно ставить музыку ребенку еще до его рождения. Считается, что музыка, которую слышит ребенок в животе у мамы, помогает ускорить развитие малыша, справиться с большим количеством проблем.

Кстати, дети, родители которых позаботились о музыкальном воспитании, гораздо быстрее и легче находят общий язык с окружающими, в частности, с другими детьми. Стараясь развить личность ребенка, родитель подталкивают к зарождению, становлению его творческого начала. Детское творчество же базируется в частности на ярких впечатлениях. Так, слушая музыку, малыш не только слышит звуки, но, кроме этого, желания и мысли композитора. И, соответственно, под влиянием музыки формируется творческое воображение.

 

свернуть

Влияние музыки на психику ребенка

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.

Возбуждающая, громка музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок-концертах) побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

Еще с древних времен люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием. Так, звук восточного духового инструмента панги вводит змею в состояние, подобное гипнозу. Вибрации человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие (что издавна использовалось народными целителями), а в другом — причиняют человеку вред.

Речь человека является сильнейшим фактором воздействия, как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в ее интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь, откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребенка сильный испуг и состояние оцепенения. Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем-либо, произнесенный спокойным, мягким, сочувствующим голосом помогает ребенку легче примириться с неудовлетворенностью его желания.

 

 

свернуть

«Воспитание песней» Вместе слушаем и поём песни В. Шаинского

Споры, жаркие дискуссии, множество вопросов… И всё вокруг одного и того же. Главный герой наших сомнений – это наши дети. Мы хотим, чтобы они больше знали, лучше, красивее и беззаботнее жили. Но пугает одно, когда наш любимый маленький ребёнок вдруг проявляет жестокость. Чего же не хватает детям, чем же мы обделили их? Необходимо воспитывать добротой, а вместе с тем воспитывать доброту. И музыка может стать верным помощником в процессе воспитания доброты.

Музыка – язык общения человеческих душ, верный и вечный лекарь человеческого сердца. И особое место в этом плане, наверное, во все времена принадлежало песне. Ибо ни в одном другом жанре искусства человек столько не поведал от имени своего сердца, как в песне. Песня – самый лучший друг, она всегда с тобой, живой и верный спутник твоей жизни. Она объединяет людей в едином душевном порыве.

«Улыбка», «Песенка крокодила Гены», «Антошка», «Чебурашка» - эти песни так прочно вошли в нашу жизнь, что мы не представляем себя без них. Кажется, что они существовали всегда, а их автор-композитор Владимир  Шаинский всегда писал песни. Но Шаинский пришёл к песне не сразу. Люди всегда тянутся к песне. Многие любят не только слушать или петь песни, но и сами сочиняют их. Так велико желание человека поделиться своими чувствами, своей любовью с другими. Но для того, чтобы создать настоящее произведение искусства, песню, мало быть талантливым. Необходимо быть мастером.

Чем объяснить тот факт, что детские песни Шаинского так популярны? Почему его песни ребёнок поёт сам, когда играет? Почему не расстаётся с ними? В музыке Шаинского малыш слышит, прежде всего, добрую тональность, ласковую улыбку, видит желанных героев. И ему бесконечно близки эти герои, их отношения, поскольку в них он видит себя и свое отношение к другим. Дружба ради единства, ради способности существовать на земле – эта идея привлекает маленького человека в песнях Владимира Яковлевича. Одиночество – ничто, дружба – все. А это понятно малышу, ведь именно в детстве человек больше всего страдает от непонимания. Все творчество Шаинского для детей можно определить так: дружба, улыбка = доброта. Отсюда популярность крокодила Гены, Чебурашки, крошки Енота как  обобщенных образов. Дети рисуют крокодила, так как они хотят дружить с ним. А Чебурашка пользуется такой горячей любовью, которой не удостаивались ни собачки, ни кошечки. И не случайно симпатичная игрушка обитает во многих наших домах. Чебурашка стал символом необычайной, беспредельной сердечности и доброты. На зимней Олимпиаде 2006 года, проходившей в Турине, талисманом российской сборной стал  тоже Чебурашка. Чья же тут заслуга, создателей мультфильма, режиссера, сценариста, художника? Безусловно. Но если бы не музыка Шаинского, эти образы не вошли бы в наш быт так уверенно.

 О музыке композитора много говорят и пишут. Шаинский обладает ярким мелодическим дарованием,  его песни легко запоминаются  благодаря простым,  но вовсе не примитивным интонациям.  Частые повторения этих интонаций облегают их запоминание. И в то же время песни Владимира Яковлевича необычайно современны. Их содержание, мелодии близки и понятны детям. Повторяя яркие, запоминающиеся мелодические обороты, ребенок не только лучше запоминает песню, но и получает огромное удовольствие от самого процесса повторения, пропевания «лакомой» интонации. Она у него получается, и в этом счастье маленького человека.

 Прислушивались ли вы к тому, как разговаривают наши дети? Детская речевая интонация весьма своеобразна. Она не может быть безликой, одинаково ровной и плавной, отличается от логически определенной интонации взрослых своей алогичностью. Но эта особенность интонации вызвана тем, что дети воспринимают мир преувеличенно эмоционально. В своей детской музыке В. Шаинский удивительно чутко «подслушал» интонацию ребячьего говора. Песня «Чему учат в школе» звучит необычно мягко, нежно, светло, и немного грустно. Но это для взрослого. Для  ребенка же эта песня не просто рассказ, а игра в школу, где он рассказывает сам себе и другим о том, какой должна быть школа, какой он ее себе представляет.

 Какой же огромной воспитательной силой должна обладать песня,  если мораль:  «книжки добрые любить и воспитанными быть учат в школе» преподносится не учителю и не взрослым, а пропевается самим ребенком, приходит к нему изнутри, сразу становясь его собственным, а потому самым ценным и твердым убеждением.

 Обратимся теперь к знаменитой «Улыбке». Удивительно светлая, нежная, добрая музыка, легкая и мягкая, сердечная. Но отчего же нам так хочется улыбнуться, лишь только мы запеваем мелодию песни? Произнесите в слух слово «улыбка» с повышением интонации на ударном слоге, и вы заметите, что  мышцы ваших губ и рта пришли в такое же положение, как при самой доброй, широкой улыбке. И мы улыбаемся.

 Проникновение лирики в веселую детскую песню произошло у композитора так органично, что часто мы затрудняемся однозначно ответить на вопрос о характере песни. В песнях печаль растворяется в задоре,  а радость – в грусти. То услышишь в них беззаботное озорство, а споешь в другой раз и заметишь вдруг что-то новое. И в этом еще одно доказательство большого воспитательного и эстетического воздействия песен Шаинского на детские сердца. Ведь мы должны учить ребят не только любви, дружбе и доброте, но и печали, грусти. Очень важно, чтобы наши дети смогли чувствовать чужую боль, чужое горе и сумели пережить свое, чтобы не сломались и не оступились они в трудную минуту. Ведь жизнь – это не только лишь одни праздники.

 И все же печаль Шаинского мимолетна, а грусть светла. Оптимист в душе, Владимир Яковлевич уносит наших мальчиков и девочек в неугомонном, буйном ритме своих песен, в озорных, дразнящих и жизнерадостных интонациях в мир сказки, игры, фантазии.

 Всем своим творчеством он обращается к нам и к нашим детям: «Верьте людям, надейтесь на них,  любите жизнь. Будьте добры!»

 

свернуть

Рекомендации по решению задач раннего музыкально-эстетического развития ребёнка

Введение

         Роль родителей в воспитании детей раннего возраста является определяющей. В отечественной психологии развитие ребёнка рассматривается как присвоение им знаний и опыта, накопленных человечеством. Носителем этого опыта на первых порах выступает мать или другой близкий взрослый. Особую роль играет активное позитивное взаимодействие матери и ребёнка, где наиболее важными оказываются внимание, чувствительность к ребёнку, эмоциональная поддержка.

        Важным фактором успешной адаптации  к  детскому саду -  привлечение родителей к активному участию в общем и музыкально-эстетическом развитии своего малыша.

        В период функционирования адаптационно-родительской группы систематически проводятся консультации для родителей. Благодаря им родители получают необходимые педагогические рекомендации по созданию в семье во взаимоотношениях с ребёнком благоприятных условий для активизации,  эмоциональной отзывчивости на музыку, образного мышления, воображения малыша; в решении тех или иных задач по раннему музыкально-эстетическому развитию ребёнка. Консультация содержит практические советы по использованию пальчиковых игр с пением, ритмических игр, игр со звуками, с шумовыми музыкальными инструментами, которые можно разучить с детьми дома; рекомендации по организации и проведению семейно-музыкальных праздников.

ПЕРВЫЕ РИТМЫ   - развитие у детей чувства ритма 1,5 – 3 лет

Как проявляется чувство ритма у малыша?

   * Равномерными танцевальными движениями под музыку

   * Развитие чувства музыкального ритма, начавшись в раннем возрасте  

      Продолжается, пока ребёнок занимается музыкой.

Какие виды занятий развивает чувство ритма?

  • Упражнения утренней гимнастики, повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки), пение.

С чего начинать?

  • Массаж с пением уже можно проводить с первого месяца жизни, гимнастику с пением – со второго месяца; выстукивание «в такт» (метрическая пульсация) фонограмме или пению с помощью взрослого различными видами звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы), а также на шумовых и детских музыкальных инструментах – с 4-5 месяца жизни.

Какие использовать упражнения?

  • Негромко, с усиленной артикуляцией, проговариваем текст стихов или поём короткие песенки с одновременным прохлопыванием или простукиванием ритма кончиками пальцев по столу.
  • Проговариваем стихи «понарошку», беззвучно, с максимальной артикуляцией и одновременным прохлопыванием кончиками пальцев
  • Громко, ритмично проговариваем или поём под музыку с одновременной «ходьбой» руками по столу или коленям малыша.
  • Ходим на месте под чтение стихотворения или пение, высоко поднимая ноги или раскачиваясь.
  • Медленно поём короткие, простые песенки, простукивая метр ладошкой, ножкой или выполняя игровые образные движения в положении сидя «Андрей-воробей» - «клюём зёрнышки» (пальчиком ладошку); «Ладушки» - «лепим пирожки» (хлопаем в ладоши); «Кую ножку» - «стучим копытцем» (указательным пальцем по ножке); «Дон-дон» - стучим ложкой по чашке или сковороде и т.д.
  • Водим хороводы с пением («Каравай», «Пузырь»), ходим по кругу с пением и хлопками (или другими игровыми движениями) на каждый шаг или через шаг.

 

ПЕНИЕ С ПЕЛЁНОК – обучение пению детей раннего возраста

Когда можно начинать приобщать ребёнка к пению?

  • Лучшей подготовкой к пению является пение мамы с первых дней жизни ребёнка. Первые 3-4 месяца это должны быть в основном колыбельные и другие спокойные, протяжные песни («Баю-бай», «Котенька-коток», «Ладушки», «Петушок» и др.) Побуждать ребёнка петь можно с четырёх месяцев

С чего начать?

  • Обратите внимание на певучие звуки, которые слышны, когда ребёнок гулит, запомните их. Демонстрируйте малышу свой восторг от его вокализаций. Играйте в «попугаев»: весело копируйте лепет ребёнка, особенно протяжные, певучие звуки. Учитывайте его реакцию: не обращает внимания; останавливается и вопросительно смотрит; «поёт» более оживлённо. Попробуйте во время лепета издать звук, которого нет в «репертуаре» ребёнка. В ответ на лепет давайте вариации своих звуков: меняйте ритм, высоту, пойте короткие слова. Следующий этап в обучении пению – воспроизведение звукоподражаний.

Когда можно начинать обучать звукоподражанию?

  • Начинать можно после того, как ребёнок, слушая фонограмму, попытается подражать голосу животного или другого зверя. Подберите рисунки или фотографии животных, а также предметов, которые издают интересные звуки. Используйте цветные иллюстрации книг, подберите их сами исходя из выбранного песенного материала. Выбирая картинки, учитывайте: узнают ли дети предметы и животных; какие звуки наиболее интересны; какие звуки дети легко воспроизводят.

Как заниматься с малышом?

  • Садитесь рядом с ребёнком и рассказывайте по картинкам. Не беспокойтесь, если нет реакции, и показывайте что рады, если ребёнок проявил интерес. Имитируйте звуки, которые издаёт животное или предмет, изображайте его характерные движения, старайтесь рассмешить малыша. Чем ярче будет ваше исполнение, тем скорее он начнёт копировать. Например: «Вот собачка. Собачка говорит: «ав-ав»

Лайте, пока это нравится вашему ребёнку и вам.

  • Когда он научится повторять звук за вами, показывайте картинку и ждите 3-5 секунд, может быть ребёнок начнёт имитировать звук сам. Если нет – помогите ему. Ему легче подражать звукам, если он видит, как подражаете вы. Иногда можно пальцами поправить положение губ ребёнка. Хвалите его за любую попытку, даже если малыш только шевелил губами.

Если ребёнок легко отвлекается?

  • Старайтесь пользоваться красочным обучающим материалом. Эти книжки, игрушки, инструменты доставайте только для урока, чтобы они оставались интересными. Первое время «уроки» должны быть чрезвычайно короткими, лёгкими, чтобы ребёнок успешно с ними справлялся. Гуляя на улице, предложите малышу повторить интересные и несложные для него звуки (карканье, мяуканье, лаянье). Когда малыш освоил звукоподражания, можно переходить непосредственно к подпеванию, а затем и к пению коротких, повторяющихся слов песенок, окончаний фраз.

Чем полезно для ребёнка пение?

  • Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка, позволяет малышу выражать чувства, объединяет ребёнка и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Кроме этого пение является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению. При регулярном разучивании песенок дети уверенно и чисто подпевают лёгкие песенки в двух - трёх летнем возрасте.

Смогут ли родители помочь малышу петь чисто?

  • Сначала взрослый должен выучить песенку сам. Во время разучивания с малышом взрослому следует сидеть на низком стуле напротив ребёнка так, чтобы их лица были на одной высоте. Ребёнок может сидеть или стоять( в этом положении петь легче, голос звучит лучше). Чтобы малыш чувствовал себя уверенно, свободно, дайте ему в руки игрушку или куклу, возьмите его за руку. Хорошей подготовкой к пению будет разучивание текста кукольным, тоненьким голосом, а также звукоподражания: писк цыплят, мяуканье котят и т.д.Разучивая песенку взрослый должен показывать, как надо петь: очень медленно, отделяя один слог от другого, и подсказывать малышу: «Пой тоньше, как куколка» или «Пой толстым голосом, как мишка». Важно помочь ребёнку лучше услышать свой голос. Предложите ему несколько заданий: а) петь, закрыв одно или оба уха ладошками; б) петь с закрытым ртом; в) петь в микрофон, чтобы слышать свой голос из динамика.

Как часто надо петь?

  • Пением следует заниматься ежедневно, но непродолжительное время, не утомляя ребёнка. С детьми следует проводить игры, в которых дети поют уже разученные песни.

С какого возраста следует давать малышу музыкальные игрушки?

  • С 2-3 месяцев. Музыкальные игрушки знакомят малыша с разнообразными звуками и побуждают его к самостоятельному музицированию. Для этого подойдут погремушки, разнообразные колокольчики, маленькие игрушки и предметы со звуковыми эффектами, которые будучи подвешенными над кроваткой, сразу зазвенят, запищат. Можно сделать погремушки самим.

Сколько этим заниматься?

  • По 2-3 минуты несколько раз в день. Иногда можно прикрепить погремушку или колокольчик к запястью или лодыжке ребёнка, чтобы при движениях малыша они гремели.

Какие ещё инструменты можно использовать?

  • Бубны, трещотки, свистки, барабаны, бубенцы и др. Звучание следует демонстрировать ребёнку негромко и ненавязчиво, чтобы он не начал бояться «музыки». Можно использовать пианино или синтезатор для извлечения самых разнообразных звуков.

Можно ли использовать записи с танцевальной, инструментальной или вокальной музыкой?

  • Да, конечно, но это должны быть лучшие образцы любимого вами стиля.

Как заниматься с малышом?

  • Прежде всего, обращайте внимание на звуки, которые вызывают интерес ребёнка. Улыбайтесь малышу, разговаривайте с ним, особенно если он реагирует на «музыку»
свернуть