Образовательные технологии

Шахматно-задачная технология А.И. Сухина

     Как помочь ребёнку всё успевать,  действовать  рационально    и  не уставать? Как научить его учиться с радостью, чтобы легко справляться со школьной программой?  

      Это легко и возможно, нужна только шахматно - задачная технология   профессора И.Г.Сухина для  формирования  у детей  уникальной способности  действовать «в уме». Ребёнок сможет, благодаря этому, программировать результат и алгоритм решения любой задачи: мысленно разложит на составляющие и выберет самый  лучший вариант достижения цели.  Станет более четко выражать свои  мысли.  Привыкнет  взвешенно  принимать решения и  достигать  конкретной цели. Разовьёт   память  и внимание. Получит  базовые навыки шахматной игры.  Когда дети  обучаются шахматам, они начинают структурировать   знания, учатся  мышлению и  построению  логических цепочек. Эти навыки позволяют в будущем также четко структурировать школьные дисциплины, искать и понимать суть вместо бездумного   зазубивания   материала. Эти универсальные навыки – то, что необходимо человеку каждый день в  современном мире «информационных цунами».  

     Очень   важно, чтобы учиться ребёнку было  увлекательно и интересно. Только тогда мы получим реальную отдачу.  По   программе И.Г.Сухина дети учатся, играя, при полном отсутствии страха поражения, ведь ребенок соревнуется не с противником, а с самим собой – вчерашним. Игорь Георгиевич Сухин покорил мудростью и глубиной познания детской души. Разработке федерального курса «Шахматы – школе» автор посвятил  20 лет жизни. В отличие от других методик, курс создан на глубокой научной основе. Учтены все психолого-педагогические требования. Здесь объединяются воедино математика, логика, русский язык, литература  на пересечении с  шахматами. Так ребёнок познаёт мир целостно и становиться универсально образованным человеком. В курс И.Г.Сухина «Шахматы – школе» входят:
- Шахматные сказки: ребенок сопереживает героям  сказок  и помогают   им решать шахматные задания,
- Шахматно-литературные загадки с известными литературными героями,
- Шахматно-математические задачи: ребенок осознает ценность и силу фигур на простых арифметических расчетах,
- Шахматно-геометрические задачи: тренируется пространственное мышление через ориентацию на плоскости шахматной доски и траекторию ходов шахматных фигур,
- Шахматно-логические задачи: тренируется логика на каждом занятии через занимательные шахматные игры,
- Шахматно-языковые задачи: весёлые задания со словами и буквами,
-  Занимательные головоломки различных жанров включают одновременно оба полушария головного мозга, объединяющие  логику  с творчеством.  

    Курс интересен и легко усваивается как мальчиками, так и  девочками,   как логиками, так  и мечтателями.  

 Дети мыслят образами, и очень любят сказки.

Научить детей  через 100% положительную мотивацию  образному и логическому мышлению, выстраиванию стратегии и тактики своих действий, умению принимать рациональные  решения и отвечать за них, добиваться цели  можно с помощью шахматно – задачной технологии И.Г.Сухина!!!

Цель курса И.Г.Сухина «Шахматы – школе» - формирование   СПОСОБНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ «В УМЕ». Этот навык формируется  в сензитивный период: от 4 до 12 лет (сензитивный период – это наиболее благоприятные условия для формирования определенных психологических свойств и видов поведения). Наиболее интенсивно СПОСОБНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ «В УМЕ» развивается в младшем возрасте.     Ключевым фактором РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ «В УМЕ» выступает наряду с   сензитивным возрастом (4-12 лет) и  важность непрерывного, качественного прохождения ребенка через всю систему обучения.
   Курс  - системный, так как:
1)  В его основе  лежит  система занимательных дидактических шахматных заданий и дидактических игр;
2)  Курс пронизан межпредметными связями и представляет собой своеобразный квадрат  с вершинами:  математика, логика, чтение, язык,   на пересечении диагоналей которого находятся шахматы;
3) Задачи курса образуют систему в виде постепенно расширяющейся спирали - воронки.

Федеральный курс И.Г.Сухина «Шахматы – школе»  основан на здоровьесберегающей   шахматно-задачной технологии, он испытан временем, вырастил уже тысячи тысяч осознанных успешных   людей.  И,  конечно же, -  это великолепная база для тех, кто пожелает дальше совершенствоваться  в  шахматах!

Родители озабочены будущим  своих детей  и уделяют  их интеллектуальному воспитанию  особое внимание.  Многие интуитивно делают это с помощью древней и мудрой игры.

Традиционно отец сажает ребёнка за шахматную доску и… О горе побежденному новичку…  А ведь ребёнок - то играл, чтобы ВЫИГРАТЬ!!!  И дети теряют интерес к такому занятию. Проигравшим себя чувствовать никому не хочется… Современные дети намного ранимее своих предшественников, тяжелее переживают неудачу. Поэтому, если преподавать шахматы по спортивной   традиционной методике, можно даже нанести вред психическому здоровью ребёнка.

Что же получают дети, обучаясь по прорамме И.Г.Сухина «Шахматы – детям»:  

  • Повышение  успеваемости  в школе по всем предметам,
  • Развитие  самообладания, концентрации  внимания, памяти, способности  к самообразованию, адекватной самооценке, самоанализу,
  • Прохождение курса усилит влияние на развитие внутренней и внешней речи ребенка, комбинаторное и логическое мышление, жизненную активность, познавательные потребности,
  • Дети приобретут навык нейтрального отношения к ошибкам - как   неизбежному шагу к новому результату,
  • У детей сформируются способности: действовать «в уме», просчёта на нескольких ходов вперед, выбора во всех сферах жизни лучшего варианта из возможных!  

Курс даёт   ребёнку новые возможности проявления  внутреннего потенциала.

      «Научить думать — самая трудная задача педагога. Научиться думать — самая трудная задача ребенка. 

свернуть

Технология А.И. Савенкова "Маленький исследователь"

Исследовательская деятельность создаёт условия для психического развития, разворачивающегося в саморазвитие, а в дальнейшем в самореализацию.

К 3–5 годам элементарная исследовательская потребность преобразуется и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по исследованию субъективно нового, а уже к 5 годам дети пытаются найти ответ самостоятельно, пробуя экспериментировать. В 5–6 лет дошкольник обращает к себе возникший вопрос или обнаруженное противоречие; так познавательная потребность начинает осознаваться ребёнком.

Главная цель исследовательского поведения в любом виде деятельности дошкольников (игра, общение, труд и т.д.) – это формирование у ребёнка способности творчески осваивать окружающий мир.

Детское исследование отличается от проектного метода тем, что проект предполагает решение практической задачи с обязательным ощутимым продуктом, его презентацией, а исследование представляет собой путь бескорыстного поиска истины. Одно исследование может переходить в другое. Продукт исследовательской деятельности (анализ, обобщение, гипотезы, конструкция или её модель, рисунок, поделка, танец, сюжет и т.д.) презентуется по усмотрению самого исследователя.

Целью организации исследовательской практики дошкольников является создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процесс саморазвития путем совершенствования исследовательских способностей.

Задачи исследовательской деятельности:

•        Развитие познавательных мотивов и способностей.

•        Обучение дошкольников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования.

•        Формирование и развитие у дошкольников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования.

•        Формирование у дошкольников  представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

•        Формирование социальных компетенций: толерантности, способности к сотрудничеству, повышение адаптивных способностей детей.

Вся работа по исследовательской деятельности строится на следующих принципах:

•        принцип интеграции позволяет  знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой;

•        принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу;

•        принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне;

•        принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

•        принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

Методы исследования:

- наблюдение;

- поисковая работа (из различных источников информации);

- экспериментирование.

Эксперимент – важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.

Какими могут быть темы детских исследований? Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

1.        Фантастические

2.        Эмпирические

3.        Теоретические

Технология А.И. Савенкова «Маленький исследователь»

Большое внимание  методу исследовательской деятельности уделил А.И. Савенков. Он рассматривает исследовательское поведение как творчество, а стремление и способность к исследовательскому поведению как некую универсальную характеристику творца.  А.И. Савенков в разработке методики проведения исследований со старшими дошкольниками опирался на работы американского педагога Сандры Кэйплан. Предложенная С. Кэйплан методика рассчитана на работу с детьми 5–10 лет, построена на игровой основе и предполагает использование «исследовательского фартука»: этапы исследовательской работы отражались на карточках и помещались в кармашках фартука.

Обобщив богатый зарубежный и отечественный опыт организации исследовательской деятельности, А.И. Савенков в своих работах представил следующую методику проведения исследований с детьми старшего дошкольного возраста, состоящую из нескольких этапов:

1. ПОДГОТОВКА:

* Знакомство с карточками с символическими изображениями «методов исследования»:

- Подумать

- Спросить у взрослого

- Прочитать в книге

- Посмотреть видеофильм, поискать в интернете.

      

Эти карточки можно сделать из картона, изображения на них можно нарисовать или вырезать из цветной бумаги. Размер каждой карточки должен быть не меньше половины обычного альбомного листа.

* Выбор темы.

На таких же по размеру карточках можно  заготовить картинки – «темы» будущих исследований, т.е. наклеить изображения животных, растений, зданий и др.

Главное что бы  тема была:

– увлекательной и интересной для ребёнка;

– выполнимой, а её решение должно принести реальную пользу участникам исследования;

– оригинальной, с элементом неожиданности, необычности;

– такой, чтобы временной отрезок её исследования был допустим для детей дошкольного возраста.

 2. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

Освоение методов исследования: сбор материала, продумывание сущности, наблюдения, просмотр книг, поиск информации в Интернете, опрос других людей, эксперимент, обобщение материалов, подготовка сообщения.

3. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ детей старшего дошкольного возраста. Подготовка к проведению исследования заключается в получении каждым ребёнком (или парой исследователей) «папки исследователя» с кармашками, на которых обозначены методы исследования, а также неограниченное количество листочков бумаги и ручка. Далее дети на основе плана, зафиксированного на кармашках папки, проводят самостоятельное исследование. Задача педагога – выполнять роль консультанта, помогать затрудняющимся.

4. СООБЩЕНИЯ ИЛИ ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

«Обучая других, обучаешься сам» - эта мысль Я.А. Каменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что – либо, стремится рассказать об этом другим. В нашем случае, при проведении учебных  исследований, сообщить об усвоенном важно, прежде всего, тому, кто  это сообщение подготовил.

 Поэтому этап защиты проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.   О выполненной работе не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (воспитатели, родители). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Содержательный материал защиты или исследования может выглядеть простым и примитивным; важно лишь то, что внешне простое дело формирует качества творческой личности.

Таким образом, организуя исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста, важно понимать, что качество выполненных творческих работ может быть довольно невысоким, но сама исследовательская деятельность обязательно будет эмоционально окрашенной, значимой для ребёнка.

Цель воспитателя в организации исследовательской деятельности – это создание поля, в котором ребёнок обнаружит противоречия, проявит высокую активность по анализу объектов, выдвинет гипотезы, увидит творческие пути разрешения противоречий или начнёт эксперимент. В детском экспериментировании важна не цель, а сам процесс, обеспечивающий смелость идей и свободу действий. При организации исследовательской деятельности с детьми важно развивать чувствительность к противоречиям, умение систематизировать объекты окружающего мира, стремление детей к новизне; поддерживать внутреннюю свободу, гибкость в целях и путях их достижения, наблюдательность, рефлексию. Именно эти качества личности обеспечат раннюю самореализацию детей в различных видах деятельности.

свернуть

ТРИЗ-технология

ТРИЗ – это набор методов для решения задач и совершенствования систем. С его помощью можно повысить эффективность и улучшить способности при решении сложных задач, используя при этом креативный подход, развивая фантазию и гибкое мышление. Некоторые специалисты считают эту теорию самой эффективной для разработки творческих навыков, так как она не основывается на оценке и не предусматривает единого правильного ответа.

Теория применяется тогда, когда на пути человека возникают изобретательские задачи. Это могут быть те проблемы, которые не решаются очевидными или привычными способами. То есть нужно изобрести что-то, что поможет выиграть без каких-либо потерь.

Преимущества технологии

Многие люди изучали данную методику и активно применяли ее в своей практике. В итоге они установили следующие преимущества ее использования:

  • выявление сути задачи за счет иного подхода;
  • отход от традиционных способов разрешения проблем;
  • повышение эффективности творческой деятельности;
  • получение знаний и правильная систематизация этих знаний в процессе поиска информации по выбору задачи и направления решения;
  • получение толчка к изобретательской деятельности;
  • правильное определение главных направлений поиска с учетом тех нюансов, которые в обычной ситуации игнорируются;
  • развитие логического, алогического и системного мышлений;
  • развитие нового взгляда на некоторые вещи и явления;
  • расширение кругозора;
  • сокращение времени, затрачиваемого на поиски решения.

Историческая справка

Метод ТРИЗ изобрел советский инженер и писатель Генрих Саулович Альтшуллер. Он же является автором другой теории – развития творческой личности (ТРТЛ).

В 1946 году Альтшуллер изучал приемы, которые чаще используют изобретатели для разрешения поставленных вопросов. По итогу исследования он выявил 40 таких приемов и назвал их совокупность теорией решения изобретательских задач. Тогда же автор заключил, что самый эффективный результат достигается за счет использования уже имеющихся ресурсов.

В 80-х годах прошлого века теория использовалась для обучения в советских школах и повышения эффективности на заводах. Сегодня данная технология признана во всем мире. Ведущие компании вроде Intel, HP, Boeing, Ford, Toyota, Kodak и многие другие внедряют в своей деятельности практики ТРИЗ. Помимо этого, ежегодно проводятся всемирные конференции на эту тему, созданы международная, азиатская и европейская ассоциации ТРИЗ. А в 1998 году в США даже открылся Институт Альтшуллера для обучения этой методике инженеров и менеджеров.

Принципы ТРИЗ

Технология помогает установить и устранить противоречия. Для этого задачу следует сформулировать так, чтобы все неэффективные пути решения отсеялись. По итогу она должна соответствовать одному из трех нижеперечисленных принципов:

  1. Оставить все, как было.
  2. Убрать ненужное, вредное свойство.
  3. Добавить новое, полезное свойство.

Именно после этого шага обычная задача становится изобретательской. Подобное устранение противоречий называют еще идеальным конечным результатом (об этом чуть позже).

Работа с противоречиями

При противоречии одно из двух понятий или суждений отрицает второе. Метод ТРИЗ предусматривает три вида противоречий. Далее перечислю их по сложности разрешения:

  • Административное противоречие. Оно появляется при попытке изобретателя улучшить систему. Но у него может отсутствовать доступ к ресурсам или быть недостаточно знаний для формирования грамотного подхода. Эта проблема разрешается посредством получения дополнительной информации, поиском необходимых ресурсов или принятием соответствующих административных решений.
  • Техническое противоречие. Появляется, если при улучшении одного параметра системы ухудшается другой.
  • Физическое противоречие. Этот вид упирается в законы физики, потому он является самым сложным в реализации. А парадокс заключается в том, что для улучшения системы какая-то ее часть одновременно должна находиться в разных физических состояниях, а это логически невозможно.

Не столь серьезные противоречия можно разрешить в четырех параметрах – во времени (выбрав другой момент или интервал), в пространстве (переместившись в другое место) или отношении (поменяв смысл), а также за счет ресурсов другой системы. Если ситуация не проясняется или выбранные способы не помогают, можно использовать ТРИЗ.

Идеальный конечный результат в ТРИЗ

Идеальным решением или идеальным конечным результатом называют ситуацию, при которой задача разрешается без каких-то ни было затрат или потерь. То есть внешние ресурсы не используются, ничего в системе не усложняется, никакие нежелательные эффекты не появляются.

Формулировка идеального решения может осуществляться тремя способами, но в любом случае обязательно использование слов «сам», «само», «самостоятельно» и тому подобных. Если сформулировать ИКР правильно, то нужный эффект будет достигнут практически бесплатно, то есть с использованием уже имеющихся ресурсов.

Итак, в основном используются три формулировки ИКР:

  1. Система самостоятельно реализует данную функцию.
  2. Система отсутствует, а ее функции выполняются посредством имеющихся ресурсов.
  3. В функции нет необходимости.

Виды ресурсов

Ресурсы – это все то, что полезно и необходимо для достижения требуемого результата. Как мы помним, для достижения ИКР необходимо использовать только те ресурсы, что уже имеются. В ТРИЗ их подразделяют на несколько категорий:

  • Временные.
  • Информационные. Сюда относятся книги и другие носители информации, а также социальные каналы.
  • Материально-вещественные. Здесь стоит отметить оборудование, деньги или детали.
  • Пространственные. Площадь, объем и прочие ресурсы.
  • Человеческие. В данную категорию входят сами люди, а также их возможности, в том числе зрение, слух, обоняние и осязание.
  • Энергетические. Здесь выделяются электрическая, тепловая, атомная энергия, звуковые сингалы и прочее.
  • Другие. Сюда относят культуру, имидж и другие ресурсы, в том числе события прошлого.

Приемы решений по ТРИЗ

В ТРИЗ выявлено 40 различных приемов и техник для решения противоречий в технических изобретательских задачах. Далее я перечислю 10 наиболее популярных из них.

1. Принцип дробления

Работает он так:

  1. делим объект на независимые части;
  2. выполняем задачи в разборном виде;
  3. увеличиваем степени дробления.

2. Принцип вынесения

Здесь мы отделяем от объекта те части или свойства, которые мешают или не нужны, или же, наоборот, выделяем нужные элементы.

3. Принцип объединения

Для его реализации делаем следующее:

  1. соединяем предметы, которые однородны или предназначены для смежных операций;
  2. объединяем во времени однородные или смежные операции.

4. Принцип «наоборот»

Тут мы следуем такому алгоритму:

  1. выполняем действие, обратное тому, что диктуется условиями задачи;
  2. делаем движущуюся часть неподвижной, а неподвижную приводим в движение;
  3. выворачиваем объект или же переворачиваем его «вверх ногами».

5. Принцип непрерывности полезного действия

При его реализации вести работу необходимо непрерывно. При этом все элементы должны все время функционировать с полной нагрузкой, а исполнителю следует устранить холостые и промежуточные действия.

6. Принцип «обратить вред в пользу»

Нестандартный метод, но он работает, причем следующим образом:

  1. используем вредные факторы для достижения положительного эффекта;
  2. устраняем вредный фактор за счет объединения с другими вредными факторами;
  3. усиливаем вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.

7. Принцип «посредника»

Для его воплощения следует внедрить промежуточный объект, переносящий или передающий действие. Можно также временно присоединить к объекту другой легкоудаляемый объект.

8. Принцип самообслуживания

Тут все просто – объект обслуживает себя самостоятельно, при необходимости выполняет вспомогательные и ремонтные операции.

9. Принцип копирования

Вместо недоступной, сложной, дорогостоящей, неудобной или хрупкой детали можно использовать более простые или дешевые копии.

10. Принцип дешевой недолговечности взамен долговечности

Здесь подразумевается замена дорогостоящей части более дешевым набором, уступающими оригиналу некоторыми качествами, например долговечностью.

Связь между ТРИЗ и креативным подходом

Чтобы понять, что общего между технологией ТРИЗ и креативным подходом, выявим в них некоторые схожие черты. Так, оба способа основываются на следующих методиках поиска решения:

  • Мозговой штурм – это активное обсуждение объекта несколькими участниками без предварительной оценки предложений. Каждый человек должен предложить как можно больше вариантов решения проблемы, даже если они будут нереальны для воплощения.
  • Метод аналогий подразумевает сравнение и выявление сходств между двумя предметами. Отлично работает при совмещении с мозговым штурмом.
  • Морфологический анализ представляет собой поиск решений для отдельных элементов задачи и их дальнейшего сочетания в работе.
  • Метод фокальных объектов – это поиск ассоциаций со случайными объектами и применением тех их свойств, которые не связаны с основным предметом.
  • Метод Робинзона включает поиск максимально разных способов применения для выбранного объекта.
  • Системный оператор подразумевает нахождение связей, позволяющих создавать отдельную систему.

Как использовать ТРИЗ для решения задачи

Чтобы технология помогла решить задачу, желательно следовать следующему алгоритму действий:

  1. Сформулировать изобретательскую задачу.
  2. Проанализировать систему и определить, из каких параметров она состоит.
  3. Выявить противоречие и определить, к какому виду оно относится.
  4. Сформулировать идеальный конечный результат.
  5. Выявить имеющиеся ресурсы, которые помогут в процессе решения.
  6. Воспользоваться одним или несколькими подходящими приемами.
  7. Провести анализ результата.

Несмотря на то, что данная методика изначально предназначалась для решения технических задач, она нашла широкое применение и в других сферах. С ее помощью можно отыскать нестандартные решения стандартных проблем. По сути, каждый человек ежедневно реализует приемы и принципы ТРИЗ, но просто не знает этого. 

свернуть