Советы педагога-психолога

Экстренная психологическая помощь

   

   

 

свернуть

Региональная карта оказания помощи несовершеннолетним, потерпевшим от сексуального насилия, торговли людьми

Онлайн-кабинет педагога-психолога

Приветствуем Вас в онлайн-кабинете

педагога-психолога!

К нам обращаются родители, когда сталкиваются с такими сложностями как:⠀

🔸 Возрастные кризисы, детские истерики, агрессивное поведение, страхи;

🔸 Адаптация к детскому саду, сложности с учебной деятельностью детей;

🔸Когда сомневаются в своих воспитательных стратегиях и хотят получить поддержку и понимание.⠀

Мы заботимся о Вашем времени, понимаем заботу о Ваших детях и поэтому хотим перевести очные консультации в онлайн-режим. Мы постарались создать максимально простые и удобные условия для проведения онлайн-консультаций, используя для этого весь опыт практической работы.

Онлайн-кабинет работает по предварительной записи.

Контактная информация:

педагог-психолог государственного учреждения образования

«Детский сад № 27 г. Молодечно» 

Ноздрина Тамара Михайловна т.+375 176 52 72 20

 

Мы сможем выбрать удобную для Вас форму общения. Заполнив обращение по ссылке, вы можете получить консультацию психолога по электронной почте или в формате онлайн-конференции.

Несколько советов перед видеоконсультацией:⠀

🔸Найдите удобное и комфортное место, где вы сможете провести беседу;

🔸Обдумайте темы, которые вас тревожат, озвучьте их вслух или запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответ;

🔸Приготовьте бумагу и ручку, если понадобится записать некоторые рекомендации или предложенную для чтения литературу;

🔸Разрешите себе волнение, ведь общение онлайн может вызвать смешанные чувства, так как возможно это не самый привычный способ общения для Вас.⠀

Вы всегда можете рассчитывать на эмоциональную поддержку

и внимание к Вашим проблемам,

на уважение Ваших интересов и полную конфиденциальность

свернуть

Адаптация ребенка к учреждению дошкольного образования

Вот и наступил момент, когда Ваш ребенок начал посещать детский сад. Бесспорным плюсом детского сада является то, что ребенок обретает самостоятельность. Посещая детский сад, малыш гораздо легче и быстрее осваивает навыки самообслуживания, учится кушать, одеваться и раздеваться, соблюдать личную гигиену, убирать за собой. Уже через 3 - 4 месяца пребывания в атмосфере детского сада ваш ребенок сможет освоить все эти премудрости.

Ежедневно «детсадовский» ребенок вынужден вступать в многочисленные контакты со сверстниками, что развивает умение договариваться, ждать своей очереди, принимать во внимание чужое мнение и отстаивать свое собственное. И, что самое удивительное, происходит это безо всякого участия взрослых: у детского коллектива свои законы, и малыш вынужден будет им подчиняться.

Есть такие виды деятельности, которые возможны только в детском саду, и научить они могут очень и очень многому. Такое, казалось бы, немудреное дело, как дежурство по столовой (согласитесь, практически невозможные в домашних условиях, если только у вас не пятеро детей) помогают вырабатывать бесценные навыки: заботиться об окружающих, организовывать совместную с товарищами деятельность, заботиться об общем успехе дела.

Дети, ходившие в детский сад, в дальнейшем лучше адаптируются в школе: быстрее вливаются в коллектив класса, умеют выстраивать адекватные отношения со значимым взрослым, планировать собственные действия, обладают навыками оценки товарищей и самооценки в различных видах деятельности. Напротив, «домашние» дети зачастую не могут регулировать собственное поведение и соотносить его с нормами совместной деятельности и требованиями «чужого» взрослого.

Дети, которые посещают детский сад, в целом быстрее становятся самостоятельными. Они осваивают правила жизни "вне дома", вне домашних, "тепличных" условий. Так, например, они быстро привыкают самостоятельно есть и меньше капризничают по поводу пищи.

Посещение детского сада полезно и с медицинской точки зрения. Встречаясь в саду с чужеродной бактериологической средой, отличающейся от домашней, организм малыша активно нарабатывает иммунитет. С точки зрения врачей иммунологов благоприятным периодом для начала посещения детского сада является возраст 2 и 4 года, когда иммунная система не испытывает возрастных кризисов и ее состояние относительно стабильно.

         Однако, несмотря на все плюсы, которые были перечислены выше, у ребенка могут возникнуть и некоторые проблемы в период адаптации.

         Так, например, ребенок не может наладить контакты со сверстниками.  С ним можно поиграть в сюжетно-ролевую игру «Детский сад». Роль малыша может выполнять или он сам или какая-нибудь игрушка. Покажите ему в игре, как можно познакомиться со сверстниками, как вступить в игру. Пусть в игре соблюдается ритм жизни детского сада: куклы будут завтракать, делать зарядку, гулять, обедать, ложиться спать… В игре вам будет проще проследить, какие проблемы и трудности испытывает ваш малыш, помочь ему справиться с ними.

         Не забывайте дать ребенку с собой в детский сад любимую игрушку, книжку, некий «кусочек дома», рядом с которым он будет чувствовать себя более комфортно и безопасно. Попробуйте уговорить оставить игрушку на ночь в садике, а наутро снова с нею встретиться. Это облегчит малышу возвращение в группу. Если же он на это не соглашается, пусть игрушка ходит с ребенком ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно (детям легче говорить о своих чувствах от имени игрушки).

Не последнюю роль в процессе адаптации играет и выбор одежды. Постарайтесь, чтобы на ней было поменьше мелких деталей обеспечить отсутствие в ней мелких деталей: пуговиц, кнопок, крючков и шнурков, чтобы процесс одевания на первых порах не вызывал излишних проблем. Идеально, если это будет свитер или водолазка (с широкой горловиной), ботинки лучше подобрать на липучках. Одежда обязательно должна иметь четкие ориентиры «перед/спина» (например, спереди рисунок), на подошву ботинок можно налепить маркеры (право/лево). Колготки и носки должны быть из натуральных тканей, тогда стопы малыша не будут холодными и влажными.  Мальчикам не стоит одевать слишком плотно облегающие плавки, трусики и брюки. Постарайтесь, чтобы на одежде был хотя бы один карман (для носового платка, а также «особо ценных» вещей).

Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся "традицию" расставания. "Почетной обязанностью" малыша может стать помощь маме при сборах на работу ("А ну-ка неси мою "рабочую" сумку" или "Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?"), а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна.

Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми - все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

Проследите, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.

Пару слов хочется сказать об игрушках. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться. 

свернуть

Все начинается с семьи

В современной психологической науке есть очень важное положение: если хочешь изменить поведение кого-либо, надо в первую очередь изменить свое поведение. И если родители принимают утверждение о том, что, только изменившись сами, они смогут изменить своего ребенка, то им будет интересно узнать, как это можно сделать.

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно (для этого научитесь слушать своего ребенка; проводите с ним как можно больше времени; делитесь с ним своим опытом, рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках и неудачах; если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое внимание каждому из них по отдельности).

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и Вас легко вывести из равновесия (отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком; старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения).

3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии («Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста в другой комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня»).

4. В те минуты, когда Вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы Вас успокоить (примите теплую ванну, душ; выпейте чаю; позвоните друзьям; просто расслабьтесь, удобно лежа на диване; послушайте любимую музыку).

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать Ваш гнев (не разрешайте ребенку брать те вещи и предметы, которыми Вы очень дорожите; не позволяйте выводить себя из равновесия).

6. К некоторым особенно важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям (изучайте силы и возможности вашего ребенка; если Вам предстоит сделать первый визит к врачу (в школу, к знакомым и т. д.) отрепетируйте все загодя; если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, хочет пить, подумайте, как накормить и напоить его во время длительной поездки).

 

И в заключение хочется привести стихотворение Себастиана Бранта

 

О родительском примере

 

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому:

Родители примет ему. Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб, пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит. Что говорить, - спокон веков

Полно на свете простаков! Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец. Когда родители умны

И добродетельно скромны, то благонравны и сыны.

Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.

свернуть

Неразлучные друзья - взрослые и дети

Вряд ли ребенок будет считать своих папу и маму друзьями, если все их функции будут сводиться к тому, чтобы отругать за непослушание,  выдать деньги на карманные расходы, одеть и накормить. Но если родители вместе с детьми путешествуют, занимаются спортом, решают бытовые проблемы и готовят праздники, если жизнь полна ярких впечатлений, волнующих событий и творческих открытий – такой семьей дети будут дорожить и гордиться. А в число лучших друзей включат папу и маму, что не помешает детям уважать своих родителей и слушаться их. И, может быть, не столь важно, какие именно традиции будут у вашей семьи – детские праздники, домашние концерты, выезд на природу или что-нибудь еще, – главное, чтобы они были. Ведь у семьи, как и у любого «творческого» союза должно быть свое лицо.

Любой семье под силу завести традицию лыжных, пеших или велосипедных прогулок на природе. Подобные спортивные или туристические выезды не только позволят сменить обстановку, получить новые впечатления. Но и придадут семейному досугу определенный ритм, наполнив его здоровьем и энергией.  Вы можете взять на вооружение широко распространненный за рубежом принцип семейного отдыха – когда несколько семей объединяются, чтобы вместе арендовать в определенный день  на определенное время теннисный корт или дорожку для боулинга – так дешевле да и веселее. Кроме того, подобный союз накладывает на его участников вполне определенные обязательства. Зная, что вас ждут, вы уже не станете «отлынивать» от еженедельных занятий. Таким образом, эпизодические занятия спортом превратятся в привычное семейное хобби. Кстати, такой семейный досуг можно разнообразить еще сильнее, устраивая семейные соревнования – мамы против пап, дети против родителей.

Еще одна отличная идея – каждый выходной приглашать гостей. Вкусный обед, караоке, песни под гитару, танцы, забавные игры для детей и взрослых – прекрасное времяпровождение, которое можно устраивать то в одной семье, то в другой. Принимающей стороне каждый раз придется готовиться к встрече гостей, придумывая что-то новенькое не только для угощения, но и для «культурной программы». Согласитесь, что это все приятные хлопоты, которые можно дополнить идеей домашней летописи. Пусть кто-то из гостей «работает» фотографом. Домашние праздники можно приурочить к временам года: осенью собирать красивые разноцветные листья и устраивать конкурс лучшего букета или панно; зимой устраивать катания на санках, лыжах, коньках; на пороге весны отмечать Масленицу с пирогами и блинами. Такие встречи не обязательно устраивать у кого –нибудь дома, иногда их можно проводить  на природе, в парке или в лесу. Если встречи по какой-то причине срываются, советуем  не нарушать сложившуюся традицию, не посвящать выходной бытовым хлопотам, а все равно проводить этот день празднично, отправляясь всей семьей в театр, зоопарк или просто на прогулку.

Полезная информация

Игра для взрослых и детей

         Для семейных встреч предлагаем правила веселой игры, которая способна заинтересовать и детей, и взрослых.

         Для начала приготовьте около 10 – 15 небольших сувениров: свечек, брелоков, конфет, ластиков, кусков мыла – словом все, что угодно, лишь бы предметы были небольшими. Красиво упакуйте каждый сувенир в подарочную бумагу.

         Для игры сложите подарки в центре стола, вокруг которого расположатся гости. Пусть каждый по очереди бросает игральный кубик. Тот, кому выпадет шестерка, берет себе любой подарок.

         Когда все подарки будут разобраны, начнется самая волнующая и азартная часть игры. Засекайте время и объявите, что скажем, через 10 минут игра закончится. Теперь каждый, кому выпадет шестерка, может брать любой подарок у любого игрока. Поверьте, вот уж страсти накалятся по- настоящему. А когда время истечет, подарки можно и развернуть. Будет много радости и смеха. И не важно, что кому достанется. В этой игре важен не приз, а азарт.

 

Литературный источник: Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт. – сост. Е. В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169 с.

свернуть

Памятки