Консультации

Детские зубы - взрослые проблемы

Проблемы профилактики заболеваний полости рта — тема не совсем новая, но по-прежнему актуальная.

Здоровые и красивые зубы — это результат качественного питания, полноценного состава воды и, конечно, тщательного ухода за зубами. Знакомые всем рекомендации — чистить зубы, полоскать рот после еды, есть больше грубой пищи, которую надо как следует жевать, не отменят никакие современные достижения стоматологической науки. Не считайте простые старые истины, устаревшими.

Наша с вами задача — сформировать навык, привычку, внушить ребенку, что уважительное отношение к зубам — это элемент и общей культуры человека, и здорового образа жизни. И кроме того, профилактика заболеваний, которые в будущем могут подстеречь совсем маленького пока человечка, наотрез отказывающегося чистить зубы и постоянно выклянчивающего у родителей конфеты.

Например, в Японии и соски, и зубные колечки для грудных детей выпускаются с зубной щеточкой. Малыш привыкает к тому, что щетка — добрая его подружка.

Три кита,на которых держится профилактика кариеса:

- правильный уход за зубами,

- ограничение сладостей в рационе,

- достаточное количество фтора в воде и пище.

Разве это нам недоступно?

Когда вы учите двухлетнего малыша полоскать рот, делайте это вместе с ним, устраивайте соревнование — кто дольше? Еще через полгода вместе с ним чистите зубы щеткой, чуть позже выкладывайте на щетку пасту, необязательно детскую, главное, душистую, вкусную, чтобы она нравилась ребенку.

У зубов три врага.

Первый — налет, в котором «процветают» микроорганизмы.

В процессе своей жизнедеятельности они выделяют молочную кислоту, разрушающую зубы. Зубной налет — «клуб» для микроорганизмов, но мы устраиваем им еще и банкет, постоянно подкармливая сладеньким.

Второй враг - сахар, причем таит в себе двойную опасность.

Почему же стоматологи так против сахара? Сахар — не только продукт питания и жизнедеятельности микроорганизмов, он срабатывает, как клей, намертво приваривая зубной налет к зубам.

Третий враг — недостаток фтора.

Чем меньше фтора в воде, тем больше подвержены разрушению зубы.

Три фактора, способствующие разрушению зубов у детей, плюс отсутствие так нужной нам (и здесь тоже) культуры — вот, пожалуй, причины, из-за которых наши улыбки отличаются от знаменитых американских.

И дети, к сожалению, делают все для того, чтобы их зубы стали еще менее здоровыми и красивыми.

Сколько бы ни говорили врачи — не ешьте сладкого — бесполезно. Сладкое все равно будут есть. В детском саду праздник — родители несут конфеты.Приходит ребенок в гости: что тебе дать, детка? Конфетку. Вечный праздник для микроорганизмов, обитающих в полости рта.

1. Не давайте детям с самого раннего возраста сладости между основными приемами пищи, на ночь, не заканчивайте сладким обед, ужин, завтрак.

2.Приучите ребенка: если съел конфету в неурочное время, обяза-тельно почисти зубы или прополощи рот, съешь яблоко.

К тому же и зубы многие чистят неправильно. Их надо чистить движением вверх-вниз, а не вдоль десен. Один из дантистов когда-то про-демонстрировал опыт. Набил зубья расчески ватой, провел вдоль гребня рукой, вата только глубже забилась внутрь. Потом провел вверх- вниз и только так смог вычистить вату. Так и зубной налет. Движение вверх-вниз обязательно надо показать ребенку и повторить вместе с ним. Отработайте все движения вместе с ребенком. Не забудьте, что щеточка у ребенка должна быть маленькая, с маленькой головкой, с изящно изогнутой шейкой.

Чистить зубы приучайте обязательно два раза в день, минуты по три. Но это не значит, что надо смотреть на часы — прошло или нет поло-женное время. Объясните, что процедура длительная, основательная, серьезная. И как приятно почувствовать, что зубы уже чистые! Малышу все делать намного интересней, если он реально видит конечный результат своих действий.

Для 2-3 летнего ребенка попробуйте превратить скучную процедуру чистки зубов в игру. Проведите по его деснам и зубам ваткой, смоченной водным раствором люголя или настойкой йода, разведенной наполовину водой, - налет тут же окрасится в коричневый цвет. Одновременно малышу станет ясно, что налет не что-то мифическое, а реальный враг. Итак, ребенок чистит зубы, ополаскивает рот. А вы опять смачиваете зубы тем же раствором. Если коричневые полоски больше не появляются, значит, молодец, почистил на отлично! Если зубы все же темнеют, возможно, ребенок старается, но навык еще не сформировался. Снова потренируйтесь вместе с ним. Можно стимулировать усилия малыша, выставляя ему оценку за чистку зубов.

О сладком мы с вами поговорили, о чистке зубов тоже. Остался третий компонент профилактики кариеса - фтор. Естественно, его надо добавлять в воду, но это забота не родителей, а государства. Что же можем делать мы с вами? Давайте ребенку пасту, содержащую фтор.

Кроме всего, не забудьте о столь необходимых ребенку яблоках, моркови. И обо всем, что работает на профилактику самых разных заболеваний: режиме, свежем воздухе, правильном питании. Нет здорового человека, у которого были бы больными только зубы.

свернуть

Здоровье детей в период дошкольного возраста

Здоровье детей дошкольного возраста включает характеристики психического и физического развития, адаптационные возможности детского организма, социальную активность. Все эти характеристики вместе формируют определенный уровень физической и умственной работоспособности. Таким образом, оценивать общее состояние дошкольника нужно исходя из следующих направлений:

  • Эмоциональное здоровье
  • Развитие движений
  • Психическое развитие и здоровье
  • Уровень адаптационных возможностей
  • Физическое здоровье

Все эти направления устанавливаю соответствиедетей дошкольного возраста необходимым нормам. Также, в случае выявления несоответствий или отклонений родители должны использовать целенаправленные коррекционные методы.

Особенности формирования ЗОЖ у дошкольников: возрастные особенности.

Дети дошкольного возраста находятся в «критическом» периоде: они часто раздражаются, плаксивы, гиперактивные и наоборот, вялые и апатичные, могут быстро уставать и быть невнимательными.

В этот период проявляются и формируются различные аллергические реакции и соматические заболевания. Еще неокрепший и полностью не сформировавшийся организм ребенка в большей степени подвержен инфицированию, а частота простудных заболеваний очень высока.

Но не только имеющие хронические заболевания дети, но и абсолютно здоровые должны находиться под пристальным вниманием родителей и воспитателей дошкольных учреждений.

Сформированное в сознании ребенка понятие «личное здоровье» можно распознать по некоторым предпосылкам:

  1. Дети пытаются сохранять и показывать правильную осанку.
  2. Развиты навыки самообслуживания, старательность в выполнении бытовых поручений.
  3. Проявляют физическую активность в игре, чтобы достичь поставленной цели.
  4. Психические процессы развиваются быстро.
  5. Дети умеют сохранять контролировать собственные эмоции.
  6. Становление у детей действительно значимых жизненных целей.

Как дети определяют понятие «самосохранения».

У детей младшего дошкольного возраста отсутствует определение даже самой элементарной характеристики понятия «здоровье», несмотря на то, что они понимают, что такое болезнь. Поэтому никакого отношения к самосохранению дети пока иметь не могут.

У детей среднего дошкольного возраста формируется отношение к болезни, как к чему-то негативному, вызванному окружающей средой или их собственными действиями. Например, дети понимают, что нельзя мочить ноги, сидеть на сквозняке и есть мороженое. В их понимании здоровье – нечто абстрактное, а быть здоровым – это просто не болеть.

У детей старшего дошкольного возраста формируется более отчетливое понятие возможной угрозы собственными действиями. Именно в старшем дошкольном возрасте, дети начинают понимать, что физическое здоровье очень важно, но при этом им трудно удержаться от получения возможного удовольствия (съесть вкусную, но холодную еду, например).Здесь «самосохранение детей» во многом зависит от мотивации со стороны родителей.Закрепление правил гигиены и регулярная зарядка, воспитание, обучение и мотивация со стороны родителей поможет быстро сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

Принципы ухода за детьми.

Только при правильном уходе за детьми они вырастут сильными и здоровыми. Какие же принципы ухода за детьми? Прежде всего, это правильное питание, занятия физической культурой, закаливание, поддержание психического здоровья, правильный режим дня и регулярные врачебные осмотры. К перечисленным принципам можно еще отнести соблюдение правил осторожности на улице и дома. Некоторые советы о том, как поддержать здоровье детей.

Здоровое питание.

Ограничение потребления сладостей, мучного, приводящих не только к лишнему весу, но и порче зубов.

  • Забота о получении питательных веществ в соответствии с возрастными требованиями, пища должна быть разнообразной. Основы заложенного в детстве правильного питания и избирательный подход к здоровой еде сохраняются и в зрелом возрасте.

 

Физическое здоровье.

  • Поощрять физические нагрузки нужно с самого раннего возраста, а также участие в подвижных играх с другими детьми.
  • Ежедневная утренняя гимнастика укрепляет легкие и сердце детей, развивает мышечную силу. К тому же гимнастика и упражнения развивают детскую волю и познавательные способности.

Закаливание детей дошкольного возраста.

  • Главные требования при закаливании детей дошкольного возраста – это систематичность и постепенность. Важно учитывать общее здоровье ребенка и его физическое развитие.
  • Полезно купание в открытых водоемах, хождение босиком, воздушные ванны, обтирания и контрастное обливание.
  • Перед началом закаливания нужно настроить ребенка положительно к этому процессу.

 

Поддержание психического здоровья.

  • Важна спокойная обстановка в семье, отсутствие ссор и выяснения отношений между взрослыми.
  • Дети дошкольного возраста особенно нуждаются в проявлении заботы и ласки, совместном веселом времяпровождении с родителями.
  • Не менее важно общение со сверстниками и игры.

 

Регулярные медицинские осмотры.

  • Профилактические осмотры участкового педиатра и узких специалистов помогут следить за общим состоянием ребенка, а также вовремя заметить и распознать отклонения в развитии.
  • Профилактические прививки против инфекционных заболеваний – часть программы по сохранению здоровья детей.

Правила осторожного поведения на улице и дома.

  • Несчастные случаи в большей степени предотвратимы. Необходимо предпринять меры предосторожности в доме: закрыть розетки специальными заглушками, хранить лекарства и бытовую химию в недоступном месте, ограничить подход к плите и лестницам и пр.
  • Ребенку надо объяснить, какую угрозу несет в себе транспорт, а по возможности обучить правилам перехода через дорогу.
  • Дети всегда должны находиться под присмотром взрослых.

Социальное здоровье.

Социальное здоровье – это постоянная адаптация к меняющимся условиям, усвоение правил поведения в обществе, его культуры и традиций. Маленький человек знает и умеет немного, а учить его предстоит родителям и работникам дошкольных учреждений.

В семье, где царит взаимопонимание и уважение, передается накопленный годами ценный опыт и знание,социальное развитие ребенка, как правило, в норме.

Социальное становление детей дошкольного возраста предполагает формирование социальной идентификации, различающейся в зависимости от возраста ребенка. Так, для младшего дошкольного возраста – это семейная идентификация, для детей среднего дошкольного возраста – это семейная, половая и видовая идентификация. Дети постарше различают правовую, национальную и этническую идентификацию.

Здоровье физическое.

Физическое развитие детей дошкольного возраста характеризуется становлением органов и систем организма. Еще с рождения дети могут отличаться по своей подвижности, силе и уравновешенности. Но это только заложенные природой особенности: главную роль играет создание максимально благоприятных условий окружающей среды и правильное физическое воспитание. Важно заметить, что физическое воспитание не только укрепляет организм, но и учит выразительности движений и правильному восприятию красоты.

В связи с повышенными требованиями к первоклассникам, чрезмерными нагрузками на позвоночник, формировать физическое здоровье и выносливость следует начинать как можно раньше.

Как организовать здоровый образ жизни дошкольника?

От эффективности организации здорового образа жизни зависит полноценное развитие ребенка. В формировании здоровья для каждой возрастной группы детей дошкольного возраста ставятся свои цели.

 

Возрастная группа

Задачи родителей

Младшая группа дошкольников

  1. Сформировать представление о себе, как об отдельной личности.
  2. Объяснить способы заботы о себе и об окружающем мире.
  3. Ознакомить с правилами выполнения физических упражнений (научить координировать свои движения, слушать команду).
  4. Объяснять ребенку правила поведения на улице и дома (ходить через дорогу только за руку с взрослыми, смотреть под ноги).
  5. Знакомить с гигиеническими процессами (чистка зубов, умывание, мытье рук перед едой и пр.)

Средняя группа дошкольников

  1. Знакомить ребенка с частями тела и их функциями.
  2. Учить заботиться о себе и соблюдать правила гигиены.
  3. Знакомить с профилактикой заболеваний (правильное дыхание, закаливание).
  4. Сформировать у ребенка привычку ежедневно выполнять физические упражнения.
  5. Рассказывать о микробах и способах распространения инфекций.

Старшая группа дошкольников

  1. Ребенок старшего дошкольного возраста должен выполнять регулярно физические упражнения.
  2. Обучить ответственно относиться к своему телу и органам (например, гулять на свежем воздухе, чтобы дать легким свежий воздух, заниматься спортом, чтобы быть сильным и т. п.).
  3. . Обучить правилам поведения в неожиданных ситуациях (к примеру, что делать, если что-то загорелось).

Такое распределение задач поможет родителям научить ребенка правилам здорового образа жизни, тем самым, не ставя перед ним невыполнимых задач. Здоровый образ жизни, понимание этого понятие самим ребенком и есть основа сохранения и поддержания здоровья.

Режим дня.

 

Приучая детей к соблюдению определенного режима дня, к выполнению требований гигиены, родители помогают сохранить и поддерживать нормальное развитие детей. При составлении режима важно учитывать возрастные особенности и правильную смену деятельности (труд, игры и отдых).

Родители должны установить режим, учитывающий время подъема и отхода ко сну, режим питания, прогулку на свежем воздухе, а в старшем дошкольном возрасте и время на выполнение посильных поручений.

Детский сон должен быть продолжительным: так, дети в возрасте 3-4 лет спят около 14 часов, а дети 4-6 лет 13 часов. При этом важно выделить из этого времени пару часов на дневной сон. Отход ко сну должен быть не позднее 8-9 часов.

Завтракать после пробуждения дети дошкольного возраста должны не позднее, чем через час, а ужинать максимум за полтора часа до сна. В течение дня перерывы между приемом пищи должны составлять не более 4 часов.

Здоровье ребенка во многом зависит от прогулок на свежем воздухе: чем больше, тем здоровее. В летнее время – это 6 часов, а зимой достаточно 4 часа. Лучшим временем для прогулок считается промежуток между завтраком и обедом или время после дневного сна и до ужина.

Советы родителям.

Существуют некоторые моменты в состоянии здоровья детей, которые особенно должны настораживать родителей.

  1. Если наблюдается неловкость движений, плохая координация, головокружение, головные боли, рвота и укачивание в транспорте, срочно необходимо проконсультироваться с невропатологом.
  2. Чрезмерная подвижность или вялость и быстрая утомляемость, нарушения сна и страхи, плаксивость – основные симптомы детского нервного перенапряжения. Необходима консультация детского психиатра.
  3. Если наблюдается нарушение стула, рвота, тошнота, боли в животе, то следует обратиться к детскому гастроэнтерологу.
  4. Гнусавость, храп во сне, частый насморк, ангины, иногда отсутствует реакция на обращение, необходима консультация ЛОРа.
  5. Кожная сыпь, слезоточивость могут быть реакцией на аллергены. Необходима консультация врача-аллерголога.
  6. Неодинаковая высота плеч или лопаток, сутулость могут говорить о возможной проблеме с позвоночником. В такой ситуации поможет врач-ортопед.

Зачастую родители считают, что достаточно профилактического осмотра участкового педиатра, но это мнение ошибочно. Помимо вышеперечисленных узких специалистов необходим регулярный осмотр эндокринолога, хирурга, стоматолога. При необходимости нужно организовать занятия с логопедом для правильного становления речи и произношения.

Таким образом, забота о здоровье детей зависит от родителей и окружающих его людей. Заботясь о здоровье своих детей в дошкольный период, родители создают благоприятные условия для нормального развития организма в будущем и формировании здоровой во всех отношениях личности.

свернуть

Прививки - вред или польза

Сегодня поговорим о том, стоит ли делать прививки, если они есть. Есть у прививок, как сторонники, так и противники. Многие родители считают, что прививки вредны, они дают осложнения. Родители отказываются делать прививки.

Хуже всего не тогда, когда родители не хотят делать прививки, а когда врачи не советуют делать прививки. В бедных странах мамы были бы счастливы, чтобы были прививки, там умирают дети от разных болезней.
Мамы читают много бреда в интернете, это происки врагов. Есть миф, что прививка приводит к аутизму, это миф. Доктор, который якобы это открыл, подтасовал факты. От полиомиелита дети остаются инвалидами. Надо понимать, что если взрослый заболевает гепатитом В, то риск хронической формы низок.

Если заболевает ребенок, то у него это переходит в хроническую форму, может развиться цирроз и рак печени. Пневмококк и менингококк приводят к гибели детей от менингита.

Привито должно быть хотя бы 70% населения, чтобы победить болезнь. От паротита бесплоден каждый четвертый мужчина, в развитых странах такой проблемы нет. Корь давно должны были извести, но не могут, так как люди не делают прививки. Люди прививают кошек и собак, а детей нет. Это дикость.

Очень важна прививка от гриппа. Любой ребенок старше 6 месяцев должен быть привит от гриппа. Если бы все были привиты, болезнь удалось бы искоренить. Переболев корью в детстве, ребенок в подростковом возрасте может стать агрессивным, непослушным, потом начинаются судороги, от которых подросток может попросту умереть.

Риск осложнения от прививок очень мал. Надо понимать, что после прививок может упасть количество тромбоцитов, может быть повышение температуры. Но противопоказаний для прививок почти нет. В Америке с температурой 39 делают прививки.

Ни болезнь, ни слабый организм не являются противопоказаниями для прививок. Но ребенок должен быть не болен, не страдать от аллергии, не иметь температуры. После прививок нельзя ребенка переохлаждать. Слабым детям особенно важно делать прививки. На программу пришла мама, которая сомневается, делать ли прививку. Ребенок у нее слабый. Но именно слабым детям нужна защита. Между вакцинами нет особой разницы, об этом стоит помнить.

Сегодня многие родители отказываются от прививок, которые надо ставить детям. Но они совершенно порой не знают о последствиях этих отказов. Важно делать прививку от гепатита В. Самое страшное осложнение – это печеночная недостаточность, отек головного мозга. Серьезное заболевание – это туберкулез. Делается прививка при рождении. Потом делается ревакцинация, как и при прививке от гепатита.

Ребенок все равно может заболеть туберкулезом, но прививка защитит от тяжелых последствий. Сложное заболевание – это полиомиелит. Родители думают, что от прививок дети болеют. Но иногда в норме у ребенка будет повышаться температура. Но потом ребенок избежит смертельного исхода.

Важно делать прививку от столбняка. Первые прививки делают в 3 месяца. Важно найти хороших врачей, чтобы они следили за малышом. Надо делать прививки, чтобы защитить ребенка. Некоторые считают, что от прививки можно заразиться гриппом, но это не так. При прививке не происходит заражение гриппом. Прививки безопасны сегодня. Но был период, когда вакцины содержали живые вирусы гриппа.

Но сегодня наука так шагнула вперед, что вируса в вакцине нет живого, есть отдельные его белки. От прививки вы не заразитесь гриппом. Если человек заболел, то, скорее всего,вакцина еще не успела подействовать, а человек заразился, либо заразился до вакцины.

свернуть

Здоровье наших детей в наших руках

Как укрепить здоровье детей, избежать болезней?

Эти вопросы волнуют и родителей и педагогов, так как все мы хотим, чтобы наши дети год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь не только знающими и образованными, но и закаленными и здоровыми. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных задач дошкольного учреждения. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Реализация задач, модели формирования основ культуры здоровья достигается в режимных процессах, посмредством воспитания культурно-гигиенических навыков, а также средствами рационального питания. Все наши усилия направлены на оздоровление каждого ребёнка.

Одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду – это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей.

В детском саду мы реализуем следующие здоровьесберегающие технологии:

• утренняя гимнастика

• гимнастика для глаз

• воздушные процедуры

• пальчиковая гимнастика

• артикуляционная гимнастика

• массаж и самомассаж

• дыхательная гимнастика

• спортивные игры и упражнения

• ходьба по массажным дорожкам

• закаливание

• физкультминутки

• совместные досуги с родителями

Достичь положительных результатов в решении проблемы сохранения здоровья ребёнка можно лишь при согласованных действиях детского сада и семьи.

Родители - лучший пример для детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте».

В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль постоянного примера окружающих его взрослых - родителей, воспитателей, старших братьев и сестер — для поддержания стремления заниматься ежедневно физическими упражнениями, зарядкой, закаливанием.

Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, а ведь для этого не так много и надо:

I. Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.

II. Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранка в присутствии ребёнка способствует возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Всё это снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу!

III. Правильно организованный режим дня. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию полезных привычек, приучает их к определённому ритму. Прогулка - один из существенных компонентов режима дня, повышает сопротивляемость организма, закаляет его. Хорошо сочетать прогулку со спортивными и подвижными играми. Важная составляющая часть режима – сон. Домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни.

IV. Полноценное питание: включение в рацион продуктов, богатых витаминами А,В,С и Д, минеральными солями и белком. Важен режим питания – соблюдение определённых интервалов между приёмами пищи.

V. Формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни.

VI. Для укрепления здоровья эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма.

VII. Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путём систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых дозах. Широко используются такие методы закаливания:

• Контрастное воздушное закаливание (из тёплого в холодное помещение);

• Хождение босиком, при этом укрепляются своды и связки стопы, идёт профилактика плоскостопия. В летний период дайте детям возможность детям ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камушкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Тёплый песок, мягкий ковёр, трава действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всём организме, улучшается умственная деятельность.

• Контрастный душ – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях.

• Полоскание горла прохладной водой со снижением её температуры – метод профилактики заболевания носоглотки.

Если вы хотите видеть своего ребёнка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание – воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда.

VII. Чтобы повысить защитные силы организма ребёнка, рекомендуется приём витаминов. Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы.

VIII. Удар по здоровью ребёнка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолёгочными заболеваниями чаще, чем дети некурящих.

 

ПОМНИТЕ - ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ

В НАШИХ РУКАХ!

свернуть

Памятки